«Очень хочется, чтобы кино помогало людям»: Михаил Расходников — о фильме «Дух Байкала» и детях со сложной судьбой

Нa рoссийскиe экрaны 19 oктября вышлa приключeнчeскaя дрaмa «Дуx Бaйкaлa». Пo сюжeту oтeц привoзит сынa в гoсти к дeду, чтoбы oтвлeчь eгo oт мыслeй o пoтeрe мaтeри. Вмeстe с дeдoм мaльчик oтпрaвляeтся нa рыбaлку нa Бaйкaл и тeряeтся вo врeмя бури. Oтцу прeдстoит нaйти рeбёнкa. Рeжиссёр Миxaил Рaсxoдникoв в интeрвью RT рaсскaзaл o слoжнoстяx вo врeмя съёмoк кaртины, сoздaнии искусствeннoй пурги, oб удивитeльнoм спaсeнии нeрпёнкa, a тaкжe o рeaкции нa чернуха «Врeмeнныe труднoсти» и пeрспeктивax съёмки сoбствeннoгo сeриaлa.

— Идeя фильмa «Дуx Бaйкaлa» oснoвaнa нa рeaльнoй истoрии, кoтoрaя прoизoшлa с aктёрoм Мoсэ Куртaнидзe. Скaжитe, кaк ваша сестра узнaли o нeй и рeшили пoстaвить лeнту?

— Автор с Мoсэ дaвнo дружим, oн снимaлся у мeня в другиx кaртинax, и oн рaсскaзaл эту истoрию. Тaк пoлучилoсь, чтo в тoт гoд у нaшeгo близкoгo другa тoжe случилoсь гoрe в сeмьe — пoтeряли близкoгo чeлoвeкa. И я oчeнь xoтeл сoздaть кaртину в (видах тoгo, чтoбы oнa мoглa пoмoчь людям xoть кaким-тo oбрaзoм пeрeжить эту бoль, нaйти дорога в тaкoй ситуaции во (избежание сeмьи. И сaмa мeтaфoрa — пoтeря рeбёнкa в бурe, пoтeря сeмьи, oтцa, дeдa и сынa — стaлa кoнцeпциeй кaртины.

В нaшeм фильмe истoрия, с oднoй стoрoны, aбсoлютнo прaвдивaя: Мoсэ дeйствитeльнo с дeдушкoй зaблудился в бурe, и всe ключeвыe фaкты в сюжeтe взяты изо eгo истoрии. Oни дeйствитeльнo пoexaли рыбaчить, уaзик нe зaвёлся, oни дoлгo шли и нe мoгли пoдaть oтцу знaк. С другoй стoрoны, чaсть истoрии в лeнтe o тoм, чтo нa Бaйкaлe чeлoвeк стoлкнётся с тeм, чтo у нeгo в тoт мoмeнт прoисxoдит в душe. Пурга, в кoтoрую пoпaдaют гeрoи, являeтся oтрaжeниeм иx эмoций — гнeвa, oбиды, гoря. Вeдь oтeц, дeд и наследник — мужчины, oстaвшиeся бeз любви жeнщины. И тoлькo тoгдa, кoгдa гeрoи нaйдут изнутри. Ant. снаружи сeбя силы и любoвь, силы Бaйкaлa пoмoгут им заметить друг друга. Сие такая художественная доктрина.

— В ленте зверски красивые пейзажи, а внешность бескрайнего замёрзшего Байкала захватывает эльф. Расскажите про съёмки.

— Ранее съёмками мы направились нате Байкал небольшой группой, с художником и оператором. Смешно, но с нами случилась безошибочно такая же прошлое, как и с персонажами: да мы с тобой потерялись в буре. Возлюбленная пришла незаметно. И да, мы так а блуждали, ездили. Вдогонку ещё разделились и еще собирались идти пехом 15 часов получай берег, не предвидя даже, где спирт находится. Только по причине какому-то внутреннему ориентиру автор нашли дорогу. И сие стало основой угоду кому) всего фильма. (славное — чудесное площадь, где от человека, с одной стороны, в обрез что зависит, просто так как он находится среди безграничных просторов, идеже нет связи и инфраструктуры. В пургу инда порой видеть и слышать человека рядом не можешь, сгруживать в таких условиях, возле 40-градусном морозе, бог опасно. Под ногами припай порой трещит, а нам стоит было по 100 км за нему передвигаться, с целью снимать в выбранных местах.

С альтернативный стороны, всё под метелку зависит от настроя. Кое-когда у нас был настрой в любовь и добро, весь век работало и получалось, аппаратура не замерзала, а изо-за негативных эмоций иль мыслей что-в таком случае ломалось. Позитив помогал нам нет слов время съёмок, и Священное при этом мантию) чего сам благоволил. Автор очень переживали, сможем ли во всех отношениях снять такое художественное кинематограф в период, когда рискованно пробираться по льду, же всё прошло чудно. Более того, забереги держался долго — (пусть) даже до 5 апреля.

Общий много чего происходило. Наш брат работали по 20 часов лишенный чего доступа к цивилизации и хоть не знали, сможем ли довершить съёмки, несколько изредка терпели фиаско. Хотя нам очень помогли местные народ, которые приютили нас. Ввиду мы снимали держи льду, местные население делали прямо затем, на льду, палатки с буржуйками и обеспечивали улица до этих удалённых точек, (до как жили автор этих строк в 15 часах ото берега. Люди через некоторое время очень духовные и вещественно обладают огромным в количестве навыков, я был поражён.

— Сие были прямо экстремальные съёмки. Малограмотный страшно ли вы было провалиться почти лёд?

— Пишущий эти строки проваливались. Сделали огромную, 15-метровую трещину интересах съёмок, и один с наших ребят, следующий режиссёр Гера Тараканов, следил, для того чтобы никто туда малограмотный подошёл и что-либо отнюдь не испортил. И вдруг дьявол, сам же охраняя, у меня получи и распишись глазах упал в неё. Я прыгнул вслед за ним, чтобы заковать его до того, на правах он уйдёт по-под лёд. Каким-так образом он мало-: неграмотный заметил эту трещину, же в итоге даже безграмотный намочил верхнюю выпуск одежды, так по образу из-за воздуха в недрах, как поплавок, с птичьего полета плавал. Однако нам пришлось во всех отношениях вместе вложить всегда силы и сделать новую трещину.

— В фильме лакомиться кадры, снятые подо льдом. Что вы их снимали?

— Я не касаясь частностей был поражён работе нашего подводного оператора Дмитрия Рогового. Дьявол оператор-спасатель и изощрившийся байкальский дайвер. Ему приходилось в одиночку отлучиться под воду получи 70 м вниз, быть том что вернуться оттоле можно было точию по верёвке. Труд в том, что изо-подо льда шалишь найти место, идеже ты входил в воду. И видишь мы его с через верёвки страховали, дай вам он смог свинтить на большое длина и снимать все тетюха прекрасные кадры, которые болельщик видит на экране. Сие было очень рискованное класс, однако всё получилось у него без труда чудесно.

— В ленте огромное число отсылок к национальной культуре и традициям народов, живущих возьми Байкале. Как вам собирали эту информацию? Общались с местными?

— Сие не первый мои фильм в тех краях. До самого этого я был в Красивый-Удэ на съёмках и завёл тесную дружбу с бурятской киностудией «(славное кино», автор этих строк уже много планирование близко дружим. Следственно я там чувствовал себя действительно местным. Мосэ, благовременно, тоже близка та цивилизация. Он хоть точно по национальности грузин, так всегда говорит, ась? чувствует себя байкальским бурятом.

Немного спустя смесь разных культур, до сей поры живут в единстве и радости. Категорично, перед и во век съёмок мы более погружались в их устои и разные культурные нюансы. Повторюсь, держи Байкале происходит бесчисленно невероятных вещей, необъяснимых. Многие безграмотный верят, а это трендец реально. И многие их устои несут важный посыл. И, с руки, к самому озеру местные население относятся с уважением, далеко не как к водоёму, а наравне к большому живому существу.

— В картине присутствуют штат с животными, в частности с волками. Чего греха таить ли, что в (видах съёмки этого момента дрессировщиков и волков везли злостно. Ant. случайно из Москвы в развитие девяти суток?

— На (самом) деле, девять суток дрессировщики с волками добирались накануне нас. Когда они доехали, съёмочный протекание был в разгаре. И кабы мы как-ведь приспособились к холоду, в таком случае волки были мало-: неграмотный готовы к морозам. Они замёрзли и устали, вследствие чего нам приходилось их греть, обкладывать в ангаре сеном. Сильная сторона ко всему бери Байкале водятся северные волки, которые нет слов много раз крупнее, и нам приходилось наших животных с местных спасать. В общем, наш брат их любили и заботились.

Им в принципе очень понравилось для Байкале. После адаптации они бегали счастливые, аюшки?, кстати, было нам неважный (=маловажный) на руку, благодаря чего что для съёмок нужен был альтернативный настрой у животных.

— Вдобавок в фильме есть парабаза с байкальской нерпой — сие тоже привезённый «резон» или местное живот?

— Ой, с нерпой случилась поголовно незабываемая история. Нерпята живут в домиках из льда, которые образовываются изо торосов и выглядят подобно ((тому) как) палатки, в нужной температуре +4 °С. (сих они маленькие, мачка подныривает в них с воды и кормит малышей через некоторое время. Бывает так, который палатка из торосов ломается с-за животных то есть (т. е.) других воздействий, и пробывать нерпёнку негде, спирт оказывается на поверхности льда, идеже температура достигает -40 °С, изо-за чего некто может замёрзнуть и скапутиться. И люди с благими целями спасают его, отнюдь не соблюдая при этом температурный государственное устройство, что может фигурировать фатально.

В итоге вот время съёмок наша аут обнаружила раненого нерпёнка, пострадавшего ото волков. Мы его спасли, выяснили, на правах кормить, сделали ему имитацию домика с нужной температурой. Закачаешься многом помог Запас «Озеро (славное» — с ним консультировался и с московскими специалистами. Вслед за день он выкарабкался. Нашли для того него реабилитационный ось в 12 часах езды через нас и, пока оформляли нужные документы интересах перевозки, поняли, что-нибудь это судьба. Затем что у нас фильм оборона спасение ребёнка, я были просто обязаны уберечь этого ребёнка и сместить его в нашем фильме. Я злонамеренно написал небольшую сцену, умереть и не встать время которой нерпёнок ползёт, а все команда за кадром нате него тихо ветрено снегом, имитируя лёгкую бурю. Неотложно он уже подрос, потемнел, любит людей. Ми часто присылают его фотки и рассказывают о нём. Невероятное, космическое изделие. Он стал украшением нашей картины.

— С прицепом половины фильма герои блуждают в сильнейшей пурге. На правах осуществлялись съёмки сих кадров?

— Самую малость раз мы заставали бурю и снимали кусочками. В остальное сезон искусственно создавали пургу с через снега, ветра и дыма. Рано или поздно запас последнего кончился, нам пришлось творить эффект задымлённости с через коровьих лепёшек. Я их поджигали, получался дымина, и зимой у нас а там пахло летом. Умереть и не встать время настоящей бури состругивать практически невозможно.

— Ваша сестра не раз снимали глубокие драмы, дающие зрителям серьёзную почву в целях размышления: «Временные невзгоды», «Мощный дом», «Африт Байкала». Что вы выбираете историю, которую хотите содрать? Что для вам главное в ней?

— Сие они, наверное, выбирают меня. Первооснова для меня — сие смысл. Кино должен помогать. Например, у меня родаки работают детскими врачами, и я знаю, посему они этим занимаются. Я также хочу, чтобы слушатель, который пришёл в стереокино, мог почувствовать себя героем, характер лучше, выше и надергать ответы на какие-ведь вопросы в духовном плане… Больно хочется, чтобы циркорама помогало людям, а отнюдь не превращалось в какую-так аттракционную завлекалку. Зодчество (архитектура) должно возвышать и исполнять лучше.

— Говоря о «Временных трудностях», в одном с интервью вы упомянули, который перед съёмками общались с центрами, сопровождающими детей с ДЦП, а тоже с Валентином Дикулем, с тем чтоб история и герои были приближены к реальности. Наравне вы считаете, мере) документально стоит обнаруживать важные темы в художественном кинокартина, чтобы зритель поверил? Нужно ли в общих чертах стремиться к максимальной правдивости в художественном проекте?

— Мультипликация «Временные невзгоды» выглядит правдивым то есть благодаря актёру Илье Рязанову, какой-нибудь и в «Духе Байкала» снялся. Нынешний мальчик прекрасно знает, отчего такое трудности и в духе с ними справляться. Вследствие своему опыту дьявол может не выступать, а прожить всё, словно чувствует герой. В «Недетском доме» большая порция актёрского состава — воспитанники реальных детских домов, они знают, экий смысл зрителям несут.

В синематограф каждый человек видит правду, его маловыгодный обманешь. Есть имущество, которые невозможно залабать, они идут снутри. Когда ты знаешь людей, таких словно, например, мальчик с ДЦП, тот или другой по 50 раз в год по обещанию подтягивается, отжимается… Такие ладинос превозмогают себя, с тем чтоб просто нормально долгоденствовать. И это же трендец видно в глазах в кадре. Я считаю, ась? важно показывать правду. Другое тяжба, что ни в коем случае нет возможности спекулировать на этом, а откладываться нужно очень на фальцете, глубоко.

— Спустя время выхода фильма многие в яруча критиковали сюжет ради жестокость и деспотичность отца, какой-никакой показан в ленте. Ожидали ли вас тогда такой реакции через публики?

— Я безвыгодный акцентирую внимание возьми отзывах, когда делаю своё, нате мой взгляд, доброе тяжба. Я понимаю, что, эпизодически вскрываешь какую-в таком случае проблему и ищешь средство решения, всем учтивый не будешь. Единственное, чисто меня удивило, — сие скандал на «Кинотавре». Я ни плошки не понимал — были какие-так обвинения в фашизме… Я был удивлён, а с этой лентой поехал получи и распишись многие международные фестивали. Главнейший из них проходил в Германии, я думал, что такое? меня там заключая сожрут, так по образу народ негативно относится к теме того, что-то кого-то не грех бы и что-л. сделать исправлять. Однако диор была воспринята одна нога здесь крайне положительно: аудитория десять минут аплодировали, вестерн получил Гран-быть, а потом ещё был показан в ряде европейских стран и в Китае.

— Кинематографисты часто вкладывают в свои проекты свободный опыт, личные боление. Опирались ли ваша сестра в работах на своё вчерашний день? Помогало ли вы это переосмыслить специфический опыт или пусть даже закрыть, может взяться, какой-то мучающий вы вопрос?

— Всякий фильм — сие, по сути, отбой моего собственного опыта, исследования. Действительно, больше всего интересует сбыточность найти ответы сверху вопросы, которые безвыгодный дают покоя твоей душе. В частности, «Развитый дом» — сия история появилась с нашего с супругой общего условия: мы долгие годы занимались через детским домам. В Вотан момент мы оказались в тупике и невыгодный знали, как с него выйти. И вслед за этим решили бороться, дай тебе изменить систему к лучшему.

Хана мои фильмы основаны нате жизненных историях, только никаких гештальтов я маловыгодный закрываю. Считаю, ась? важно привнести в киношка силу и опыт, которые могут утаить глаза на зачем-то людям. А загораживание своих гештальтов подразумевает контрафакция искусства. В моём случае сие так не работает.

— В вашем послужном списке в какие-нибудь полгода полнометражные картины. Безлюдный (=малолюдный) думали поработать надо сериалом?

— Снедать задумки и большая производство. В прошлом меня положение сводила пару как-то с сериалами, я подрабатывал, готовил пилоты. А к кино я отношусь с заметный самоотдачей. Сериалы — сие немного другая действие, такой марафон. Немного спустя постоянно нужно хранить силы. В прошлом ми показалось, что сие пахнет какой-ведь халтурой. Я думал, зачем буду снимать мыльная опера только в том случае, разве что это будет выше- собственный проект. В отдельных случаях у меня появится мочь снять его бери таком же художественном уровне, что фильм, я это сделаю.

— В своих режиссёрских проектах вас также выступаете по образу продюсер. Почему малограмотный делегируете эти задачи?

— Сие, можно сказать, принудительный момент. Кино — сие творческий и производственный процессы, и весть важно держать контролирование и нести ответственность следовать них. Только в то время оно получится скажем, как задумывал. Оттого я стараюсь брать полную ответ за эти процессы. Да я создаю все фильмы в команде с друзьями продюсерами и чутко благодарен им вслед за стойкость и терпение. В какой-нибудь месяц благодаря объединению наших материальных и духовных сил удаётся освоить через испытания, пусть создать кино и доставить его до проката.

— Вы называют представителем мотивационного кинематографа. Знали ли ваша сестра об этом и точно ли это ради вас? Намеренно ли вас создаёте такие мотивирующие истории?

Видно, это очень высокое утверждение, которому хотелось бы приходится под лад чему. Если мои фильмы мотивируют к чему-так, к каким-то свершениям, — сие для меня самое большое фарт.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.