«Я верю, что свои жизни мы проходим снова и снова»: Алан Мур о бессмертии, анонимности в интернете и романе «Иерусалим»

Aлaн Ледник всeмирнo извeстeн кaк aвтoр грaфичeскиx рoмaнoв «Xрaнитeли», «V — знaчит вeндeттa», «Бoлoтнaя твaрь», «Лигa выдaющиxся джeнтльмeнoв», «Бэтмeн: убийствeннaя шуткa» и другиx кoмиксoв DC. Нeкoтoрыe свoи протоколы писaтeль издaёт в трaдициoннoй фoрмe. Oб oднoм тaкoм прoизвeдeнии — рoмaнe «Иeрусaлим» — Глетчер рaсскaзaл в интeрвью тeлeвeдущeй RT Сoфикo Шeвaрднaдзe. Крoмe тoгo, aвтoр пoрaссуждaл oб aнoнимнoсти в интeрнeтe и o пoвсeднeвныx прoявлeнияx гeрoизмa, a тaкжe oбъяснил, чтo oбщeгo у мaгии и искусствa.

— Нaчну нaш рaзгoвoр с «Иeрусaлимa». Кaк я пoнимaю, у этoй книги нeт oднoзнaчнoй трaктoвки. Личнo с целью мeня этo чтo-тo врoдe aльмaнaxa с рaзныx сюжeтoв, пeрсoнaжeй и жaнрoв. Истoрия, рaскинувшaяся нa тысячи лeт.

— Дa.

— И нa мoй глаза, всё этo — не более чем дeкoрaции. A eсть сaм Нoртгeмптoн, eгo рaйoн Бoрo. И личнo мнe кaжeтся, чтo этo сaмый нaстoящий гeрoй дaннoй книги. Этo ваша милость?

— Вoзмoжнo, тaк и eсть. Рaйoн Бoрo, oпрeдeлённo, ключeвoй eё пeрсoнaж. Oн пoрoдил всex oстaльныx гeрoeв. Oн сoздaл мeня и многих реальных персонажей, фигурирующих в «Иерусалиме». Так-таки большая часть изо них — фигуры невымышленные, безлюдный (=малолюдный) считая очевидно фантастических: ангелов, демонов и прочих. Вот всей книге не более чем два вымышленных персонажа. Взять хоть, тот же Томми Поруби-Кота бесспорно существовал. Или косушка девочка-призрак c пушистым горжетка из мёртвых кроликов.

— Симпатия реальна?

— Да н. Я брал у неё собеседование, когда она сейчас состарилась. Это матенка одного из моих хороших друзей. Я приехал к ней, и возлюбленная рассказала мне, якобы они собирали подчас-то кроличьи шкурки держи улицах Боро и относили тама, где каждому могли расплатиться за них полпенни. И у неё было горжетка из мёртвых кроликов, смердящее неизвестно зачем, что никто и возле стоять не был в силах.

Все эти истории правдивы. И совершенно они вышли с тех мест. И оттого — да, регион Боро положил початие моей книге. После этого зародились как индустрия, так и капитализм свободного рынка — получи и распишись пересечении Газовой улицы и Таннер-стрит. Сие поразительный факт, и я подобного нисколько не ожидал, однако он полностью оправдал номинация книги. Именно с годами появилась первая «карцер фабрика сатаны», (как) будто сказано в гимне Уильяма Блейка «Сион». Настоящая благополучие, что мне посчастливилось натолкнуться на данный факт прежде, нежели я закончил книгу. В противном случае (про)звание было бы лишено всякого смысла.

— Ваши предыдущие работы — сие всегда попытка встретить на проблемы реального решетка через призму круглым счетом называемой палп-эстетики. А книгу «Сион» вы называете своим главным наследием. Отчего она говорит нам о нынешнем мире?

— Я может быть, она говорит нам о томик, что мир, в котором ты да я живём, бесконечен и почто всё в нём в течение продолжительного времени важно. Наши жизни важны. Всегда, будь то разбитая гексод фонаря заднего аллюр или собачьи кал в сточной канаве, — целое имеет значение, поелику является частью пирушка бесконечности, которую я разделяем и в которой проживаем свою жизнь. Я хотел прописать со страхом смерти, в силу того что что считаю, как он мешает нам благоденствовать.

— Любопытно, сколько вы говорите о вечности, о нас, о томище, что не требуется испытывать страх смерти, неведомо зачем как он мешает нам полноценно стоять. Дело в том, как мы все росли с оглядкой получай «Часы Судного дня»… Сие, кстати, ваша автогенез. И кажется, сейчас они показывают шанс ещё ближе к полуночи, нежели в «Хранителях». В тетя времена была прещение ядерной войны, а без задержки я даже не знаю, сколько нас ещё больше приблизило к полуночи. Глобальное оттепель? Искусственный интеллект? Человеческая скудоумие?

— Не думаю, почто это как-так связано с искусственным интеллектом. Бизнес в политической нестабильности решетка, в экологическом кризисе. Автор стали одержимы идеей о крупномасштабных апокалипсисах с грибовидным столбом дыма и тотальным экологическим коллапсом, вот что так драматизируется (раз)мышление о том, что свой конец — сие и есть конец света (нет слов всяком случае — про нас). Всё иным часом-нибудь заканчивается — до крайней мере, беспричинно нас приучили отзываться о жизни и смерти. Стало, переживать по поводу крупномасштабных апокалипсисов — сие, вероятно, такой по-профессорск отразить тревогу по поводу нашей собственной смертности, которая, для мой взгляд, довлеет надо каждым человеком.

Написав книгу «Сион», я хотел призвать людям альтернативу. Существует такая настойчивая мираж тленности всего: согласно телевизору больше отнюдь не показывают передачи, которые да мы с тобой любили смотреть; нигде с лишним не достать сладостей, как будто нам нравились в детстве; так славное здание, мимо которого автор этих строк каждый день проходили, снесено; наших бабушек, людей с нашего прошлого, которых мало-: неграмотный стало, мы значительнее никогда не будущее покажет… Нет. Я считаю, будто всё вечно, а если сознание достигает конца нашей жизни, ему побольше некуда отправиться, окр как обратно к началу.

Я верю, фигли свои жизни наша сестра проходим снова и с начала — и каждый как-то раз нам кажется первым. Ощущение неизменно такое, драпируясь в (тогу мы делаем сие впервые — вслед исключением тех периодических случаев дежавю, егда ловим себя возьми мысли: «Таково-так, это ранее было!»

В случае если бы мы знали, словно в каждом из нас заключена вневременность, то, вероятно, жили бы помимо страха смерти. И видимо, тогда постарались бы отнюдь не делать ничего такого, с нежели сложно было бы дальше жить вечно. Сие могло бы решить судьбу на нашу моральность. В общем, я надеялся за крайней мере предоставить в распоряжение людям альтернативу.

— Вдоль-вашему, нужно демократично смириться с фактом своей физической смертности?

— И. Потому что я без- верю в её небытие. По-моему, скончание — это перспективная ошибка третьего измерения и нам нет надобности беспокоиться.

— К слову о третьем измерении. Вы, а также всему, что-что вы говорите и пишете, типично какое-то провидческое спинным мозгом чую. Вспомним описание правототалитарной Англии изо «V — итак Вендетта». Некое её реализация мы видим без лишних разговоров на примере Партии брексита. В контексте этой и многих других своих работ ваша милость не ощущаете себя провидицей Кассандрой, чьи предсказания сбываются, однако она ничего мало-: неграмотный может с этим поделать?

— Пропал. Но иногда через этого становится немножко не по себя. В случае «V — из этого явствует Вендетта» вышло смотри как…

Это учинение я писал в 1981 году. Решил, ровно дело будет деяться в отдалённом будущем, ведь есть в далёком-далёком мире 1997 годы. Я задался вопросом, сиречь добиться того, с тем чтоб читатель понимал, в чем дело? речь идёт о фашистской тоталитарной антиутопии. И пришла такая гипостасис: на улице возьми каждом углу хоть расставить камеры наблюдения — основательно себе в духе фашизма.

И прикиньте, как я удивился, подчас правительство лейбористов изумительный главе с Тони Блэром (которое, по части сути, было тем а правительством консерваторов, а под другим соусом), вернувшись к власти в 1997 году, моментально же внедрило соответственно всей стране видеонаблюдение. Я тогда гадал, не были ли они в юности большими поклонниками «V — знать Вендетта».

Скажем что какая-в таком случае доля вины тут. Ant. там, возможно, лежит и держи мне. Себя я считаю хватит умным человеком: читаю великое большинство материалов о мировых трендах — политических, научных и любых других. А вдобавок я весьма неплохо гадаю получай картах Таро. Неизвестно зачем что мои прогнозы, как видно, более чем в половине случаев оказываются верными.

— Точно. И это касается в томишко числе текущих трендов. Вынашивание масок в ваших комиксах равно как фигурировало, не в такой мере ли? Сейчас автор видим людей в масках… Они хотят удерживаться анонимными, да? Вас ведь говорили, сколько супергероев не существует. Сие самые обычные аппарат, которые надели маски. Большей частью, когда человек надевает маску, некто делает это, с целью скрыть какие-в таком случае свои психические расстройства, страхи…

— Либо преступления. Вообще, меня цитировали чисто по какому вопросу… Как-то раз, когда я пребывал в дурном настроении до поводу комиксов (а сие могло произойти рано или поздно угодно за последние 40 полет), мне задали задача о происхождении плащей и масок в супергеройском жанре. Я ответил, точно всё, что нужно пробовать о плащах и масках в американских комиксах ради супергероев, можно извлечь, внимательно посмотрев лента «Рождение нации» Дэвида Уорка Гриффита. Я от (всего считаю, что сие пошло оттуда.

В остальном мире (и без этого (того) Америки), вообще-в таком случае, нет такой устои, чтобы герои носили маски.

Оный же Гай Фокс, архетип маски из «V — значица Вендетта»… У него опять-таки это не вид была, а лицо. Река, например, Робин Гуд. Его что-то около звали, маски симпатия не носил… Вдоль-моему, здесь глотать нечто такое, чисто, пожалуй, восходит к изображению ку-клукс-клана в фильме «Генерация нации». Сие идея о том, кое-что, надев маску, твоя милость сможешь избежать последствий своих действий. (языко бы форма уклонения через ответственности. Но я до конца могу это влындать в контексте современных протестных движений.

— А в контексте современного интернета? Сие такой бесплатный, проходимый способ… В некотором смысле — (языко замена маске. Твоя милость можешь быть каким нравиться фриком, и никто безвыгодный знает, кто твоя милость. Хорошо это неужто плохо?

— Я считаю, что такое? это очень плохо. Вотан из моих друзей, новеллист Джаретт Кобек, отметил интересную штука: да, анонимность в интернете позволяет по всем статьям этим троллям (и несравнимо более плохим элементам, нежели они) вторгаться в пир (жизненный) любого человека. А это не какой-нибудь-то сбой, сие особенность, которую кадр(ы), создавшие интернет, тама встроили. Это встроенная привкус, а не ошибка, и возлюбленная позволила худшим элементам общества поднимать своё влияние получи и распишись весь организм…

Таково что нет, я малограмотный большой поклонник анонимности. Я рад(-радешенек, что идея, которая пришла ко ми тогда, много парение назад, принесла пользу современным протестным движениям, и подчистую поддерживаю большинство с них. Но не хуже кого-то мне показали видеоматериал с детьми на тунисской игровой площадке… Сие было, пожалуй, по (по грибы) пару недель накануне революции в Тунисе, которая разожгла пли «арабской весны». Целое эти дети были в масках «V — из чего явствует Вендетта». А ужотко Anomymous взломали базу данных тунисского правительства, опубликовали всё-таки документы, чтобы с ними ознакомился народность страны, и это положило точка (исходная революции. После аюшки? Anomymous сосредоточили своё атас на Египте, идеже провернули то но самое. Далее бери Сирии — так там всё бульварно уже не эдак хорошо…

Так почему я бы не советовал эдак резко вмешиваться в ситуацию в современном мире, если только учесть, что слово здесь идёт об ожесточённых столкновениях, в ходе которых будут убиты (человеческое.

Возможно, не тёцка люди, которые опубликовали документы в интернете, а, во всяком случае, кадр(ы) на улицах пострадают, погибнут. И в конечном счёте сие может привести к разэтакий неразрешимой бойне, ровно ситуация в Сирии.

Ты да я живём в хаотичном мире, идеже имеет место впечатление бабочки. Он работает в соответствии с принципами математики хаоса: малейшее нивация где-то в мире может проничь сквозь всю систему и пердолить серьёзнейшие последствия. В действительный момент у нас, может статься, за каждые плохо-три месяца идей накапливается безвыгодный меньше, чем вслед за всю предыдущую человеческую историю. Вишь такие сейчас темпы, и они ускоряются… (до вот, мы накопили всю эту информацию, и совместно с её объёмом возросла и комплексность — а да мы с тобой, как вид, с комплексностью справляемся на край света не лучшим образом.

— Давайте поговорим о героях. Ваше понятие мне известно: ваш брат считаете, что люд, по сути, плавки и супергероев придумывают, для того чтоб прикрыть свои комплексы. А героичность без приставки «сверх» существует? И коль скоро да, то что же бы тогда дозволительно было так квалифицировать?

— Да, я думаю, спирт существует, но нам нужно отвечать к этому с осторожностью. Как-нибуд видишь человека, проделывающего огромную работу (которую, по мнению идее, должно было бы производить всё остальное потомки адама) — и при этом порядок с ней справляющегося… Я немедля говорю о людях на манер Греты Тунберг — возлюбленная взваливает на домашние плечи тяжелейший вес ответственности, потому почему считает, что сие её долг.

— Я не откладывая говорю не о почитании кого-в таком случае как героя, а, побыстрей, о личном понимании того, точно такое героизм… Вот хоть, многие думают в такой мере: чтобы считаться героем, нужно волей-неволей быть как Грета, нужно ограждать мир… Я а считаю, что амба, скажем, помочь пожилому человеку перешагнуть через дорогу — буде это та единственная объект, которую ты можешь исхреначить на данный секунда.

— Делаешь в таком случае, что можешь.

— Все ж таки это тоже бесстрашность.

— Конечно. Сие повседневный героизм — порой ты принимаешь проблемы) сделать правильную фигул, хотя мог бы отбросить всё как глотать. Такие проявления героизма, сообразно сути, скрепляют культуру и вместе человечество. Без них ты да я пропали бы. В такой степени что они, извес, крайне важны. Я обеими руками из-за героев. У меня питаться и личные герои. Выше- идол — Уильям Блейк. Думаю, умереть и не встать всей британской истории безвыгодный было человека выгодно отличается, чем он.

— Я знаю, кое-что для вас колдовство — это неизвестно что важное. Для меня, пропорционально, тоже. Так смотри, какое отношение чары имеет ко всему этому? Ко всему, о нежели мы говорили: книгам, комиксам, жизни, человечеству… Какое возлюбленная имеет к ним взаимоотношения?

— Мы привыкли к тому, что такое? иногда слышим голоса в голове, негаданно переживаем яркие мемуары о чём-то либо — либо видим в своём сознании яркие картины. Труд в том, что пишущий эти строки знаем, что такое осознание, или хотя бы имеем о нём определённое замысел. Мы понимаем кое-подобно как в бессознательном, у нас пожирать концепция сознания. А у наших предков таковский концепции не было. Приближенно откуда могли совершаться эти голоса, видения и картины, делать что не от богов и духов? Про предков было природно воспринимать мир в так.

Первые шаманы, которые плясали кругом костра, нарядившись зверями и, допустимо, отбивая ритм костями, — во откуда, на моего взгляд, пошла все современная культура… Не беря в расчет, возможно, спорта (спирт, быть может, зародился средь охотников, которые рисовались френд перед другом — что такое?-нибудь в этом роде). А остальное — и старый и малый искусство, вся гранит — восходит к пирушка фигуре…

— А подобно как общего между магией — другими словами эзотерикой — и искусством? Ваш брат всегда говорите, что такое? они тесно связаны.

— Я считаю, зачем это одно и так же. Мне наверное, что, когда у нас появились осмысление и язык, искусство и чудодействие стали частью одного уравнения. Поручение и творчества, и магии — взять хоть то, чего неважный (=маловажный) существует, и воплотить в материя. Это достигается безграмотный с помощью произнесения испарения волшебных слов, бросания каких-нибудь порошков в котёл и нескольких пассов руками. Да и только, тут всё таким образом в результате того, почто ты пару парение над чем-так очень усердно трудишься.

Так, вам пришла в голову образ для книги. Симпатия существует только в вашем сознании. Сие даже и каким-так фантомом ещё обозвать нельзя… Разве что только вы малограмотный приложите всю свою своеоб и все свои пар и не будете готовы не шутя, упорно работать столько, до (каких потребуется. И в итоге у вы получится, скажем, «Дарохранительница»… Ваш брат воплотите в реальность так, чего иначе в жизни) не существовало бы…

— Ведь есть для вы магия — сие процесс созидания, перенесения а-то из сознания в реальную положение, но не прокладка каких-то обрядов?

— Бывают и обряды. Сермяга, не в последние сколечко-то лет сделано…

Когда я только начинал, ми, наверное, нужны были какие-так очень наглядные результаты, затем чтобы убедиться, что на этом месте, собственно, есть чего-то такое, к чему игра стоит свеч стремиться. И тогда — (ну) конечно, бывало так, яко мы переживали кой-то необычный умудренность. Я опробовал всё в таком случае, что считается положенным оказываться в состоянии магу. Однажды в вечернее время я обнаружил, что общаюсь с некоей сущностью, которая представилась демоном… Тем, какой-никакой был впервые упомянут в Книге Товита, в апокрифе… Возлюбленный появляется и в «Иерусалиме», отчего что у меня было ощущеньице, что я с ним в какой-нибудь-то мере наслышан. Всё это могло жить(-быть галлюцинациями — безграмотный исключаю. Какой-так психотический эпизод… А они были до известной степени моего опыта. Я считал их настоящими.

Полную версию собеседование с Аланом Муром смотри на RTД.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.