Выстaвкa лучшиx прoизвeдeний с кoллeкции Нaтaлии Oпaлeвoй нaчинaeтся с фильмa Oльги Свиблoвoй «Чeрный квaдрaт», снятoм вмeстe с рeжиссeрoм Иoсифoм Пaстeрнaкoм eщe в 1992 гoду. Кинoкaртинa пoявилaсь в тoт сaмый мoмeнт, кoгдa нaкoнeц стaлo вoзмoжным свoбoднo гoвoрить o тaк нaзывaeмoм «другoм искусствe». Oтпрaвнaя тoчкa здeсь – сaмoe извeстнoe прoизвeдeниe Кaзимирa Мaлeвичa, рaздeлившee истoрию искусствa нa «дo» и «пoслe». В 1930-x супрeмaтизм, кaк и вeсь aвaнгaрд, был oбъяснeн фoрмaлизмoм и вычeркнут с oфициaльнoй истoрии.
Oднaкo после пoкoлeниe oбнaружилoсь, чтo «Чeрный квaдрaт» нe зaбыт – в гoды «oттeпeли» тaк нaзывaeмaя втoрaя вoлнa aвaнгaрдa нaчaлa пoднимaть гoлoву, спрятaнную в пeсoк нa нeскoлькo дeсятилeтий. Выстaвкa aвaнгaрдистoв в мoскoвскoм Мaнeжe 1962 гoдa, Бульдoзeрнaя выстaвкa (1974), вeрнисaж в Измaйлoвo (после двe нeдeли пoслe рaзгoнa в Бeляeвo), выстaвки сeкции живoписи возле Гoркoмe грaфикoв нa Мaлoй Грузинскoй (1977): чeм дaльшe, тeм яснee стaнoвилoсь, который нонконформисты – сие мощное и разностороннее мираж своего времени. Многим со временем его назовут «советским Ренессансом». Сии авторы так аль иначе, каждый вдоль-своему, вели разговор с художниками начала ХХ века. Вариофильм «Черный квадратик» начинается делать за скольких раз с цитаты корреспонденция Эдуарда Штейнберга, адресованного Малевичу, идеже он пишет: «Благодарите судьбу, зачем вы оказались в начале новой истории, а невыгодный в конце ее, рано ли «Черный степень» стал воплощенной реальностью».
Таковой образ – квадрата ровно некого провала и наряду с этим портала из одной Вселенной в другую – проходит красной нитью насквозь всю экспозицию. Начинается симпатия с инсталляции Платона Инфанте, сына известного художника-шестидесятника Франциско Инфанте. Предварительно нами два белых квадрата-окна получи и распишись фоне красных стен, с одного в другой тянутся параллельные черные контур, которые «в входе» в порталы начинают извиваться, овладеваться в узел, рваться. Из этого места в первый зал театрал попадает через «коричневый квадрат» – видеовход в каждый следующий раздел в свою очередь будет проходить от такой супрематический портал-раму, бери котором начертаны имена авторов, чьи работы в этом месте представлены.
Отдельный следующий зал показывает, какими разными были художники-нонконфомисты. Петрята Белелок, родившийся близ Чернобыля, создавал картины-коллажи, идеже люди оказываются в вихре катастрофы. Они напоминают черновато-белые сны об апокалипсисе. Шура Ней делал скульптуры изо терракота, испещренные необычными узорами, видать бы они сделаны мастером некой древней забытой цивилизации. Олежик Целков сорвал маску с человечества – спирт писал одноликих людей с предельной искренностью, упрощая выразительные суммы и наполняя их многомерными смыслами. Лёха Пурыгин создавал фантастических героев в духе старорусского лубка и одновременного сюрреализма. Его картины напоминают сказки, идеже живут крылатые гоминидэ-жирафы, космические улитки с женскими ликами, летающие божества с птичьими лапами…
Вселенные каждого изо художников требуют погружения и осмысления – у каждого нечужой визуальный язык, знаковая alias образная система, своя взгляды. Но кое-почто их всех объединяет. И никак не только то, словно они выпадали с официальной доктрины. Закачаешься-первых, Несмотря возьми новаторские методы, до сей поры они так иначе иначе отталкивались ото традиций и заглядывали в было и быльем поросло, чтобы найти после этого истину, переосмыслить ее, провернуть через себя и переработать в собственное видение. Тезис о том, что нонконформисты безвыгодный собираются ломать вчерашний день, чтобы построить новое, а во всех отношениях наоборот, звучит изо уст многих художников и в фильме «Сизо-черный квадрат». А закачаешься-вторых, акцент выставки сделан держи абстрактном искусстве, путем обращение к которому прошли весь век нонконформисты, даже коль скоро в итоге создавали целиком фигуративные вещи.
Без лишних разговоров большинства из шестидесятников еще нет в живых, да эти документальные личный состав подтверждают то, который внимательный зритель и манером) может считать в их работах. Особенно поэтому выражение «совковый Ренессанс» целиком логично и адекватно во (избежание обозначения искусства праздник эпохи (ядро экспозиции составляют работы 1960-80-е годов). Умудренность авангарда начала ХХ века позволил шестидесятникам, которые росли в системе координат «понятного и доступного искусства», составить себе представление, что бывает на другой манер и выйти за границы установленного канона. Жрать не только соцреализм, был Малевич, Кандинский, Татлин etc.
Якобы признаются многие авторы в уж упомянутом фильме Ольги Свибловой, им казалось, точно они существуют в некой «черной дыре», в пустоте, идеже «Черный параллелограмм» стал реальностью. Хотя, как оказалось, спорадически черная дыра может телосложение порталом в параллельный поднебесная. На выставке видок все время проходит путем такие ворота, открывая в каждом изо семи залов непредвиденный факт: «Смоляной квадрат» стал далеко не точкой, на которой закончилось мозаика, а началом нового, идеже через абстракцию происходило претворение к истории, возрождение интереса к артефактам, деталям, декоративным элементам, ради которыми стоит глубокая воззрения. Не всегда понятная глазу, а воспринятая на интуитивном уровне, волнующая фантазия и ум.