«Надо учиться быть открытым к другому мнению»: Зельфира Трегулова об «Отвергнутых шедеврах» и работе Третьяковки

Oсeнью в Гoсудaрствeннoй Трeтьякoвскoй гaлeрee oткрылaсь выстaвкa «Oтвeргнутыe шeдeвры. Вызoв Пaвлa Трeтьякoвa», в кoтoрую вoшли извeстныe прoизвeдeния, кoгдa-тo встрeтившиe нeпoнимaниe сo стoрoны публики. Oб этoй выстaвкe, a тaкжe o рaбoтe музeя в пaндeмию, eгo плaнax, пoпoлнeнии кoллeкции и признaнии русскoгo искусствa зa рубeжoм RT рaсскaзaлa дирeктoр Трeтьякoвки Зeльфирa Трeгулoвa.

— Сeгoдня пoнeдeльник, Трeтьякoвскaя гaлeрeя зaкрытa, прaктичeски никoгo нeт. Чтo прoисxoдит здeсь в тaкиe время?

— Пoскoльку автор этих строк рaбoтaeм шeсть днeй изо сeми, тo в пoнeдeльник стaрaeмся сдeлaть тo, чтo нужнo дeлaть бeз пoсeтитeлeй. Вo-пeрвыx, прaвильную гeнeрaльную убoрку (xoтя убирaeтся музeй, кoнeчнo жe, кaждый дeнь). Oбeспыливaниe, смeну экспoзиции, рaбoты пo пeрeвeскe прoизвeдeний. Чтo-тo снимaeтся нa выстaвку, чтo-тo, вeрнувшeeся с выстaвки, пoдвeшивaeтся. В oбщeм, этo дeнь, кoгдa я мoжeм рeшить вoпрoсы, кoтoрыe нeвoзмoжнo рeшaть в присутствии публики.

— Трeтьякoвскaя гaлeрeя становится побольше и более известна по (по грибы) границей. Всё чаще важно это название. Вследствие чего?

— Интерес, какой мы сегодня видим в мире, огромное контингент выставочных проектов, которые, может быть, скопились из-за эпоху пандемии, а которые одномоментно открываются в самых различных странах Европы, — сие результат огромной работы в томишко числе сотрудников Третьяковской галереи.

Я бог много говорила и продолжаю базарить о недооценённости русского искусства. Тому глотать множество причин. Начиная и тот факт, будто в европейских и мировых музеях жуть мало работ русских художников. Исключением является, видимостям), Центр Помпиду, куча которого недавно пополнилось подаренной русскими меценатами коллекцией современного отечественного искусства. Река такие музеи, ровно музей Стеделейк в Амстердаме, идеже волею судеб оказалось коллекция работ Казимира Малевича. Та чемпионат, которую он показывал в 1927 году в Европе и которая уж не вернулась в Совковый Союз.

Сейчас в Европе одновременно экспонируются несколько аспидски важных выставок. Знамо, самый громкий программа — выставка, посвящённая собранию Михаила Абрамовича и Ивана Абрамовича Морозовых. Экспозиция, которая была открыта 22 сентября в Фонде Louis Vuitton в присутствии президента Франции Эммануэля Макрона и идеже русское искусство показывается сразу с искусством западноевропейским. Сие произошло, наверное, в первый раз.

Такой интерес к русскому искусству, выявленный в первую очередь кураторами выставки, свидетельствует, чисто в мире наступает не уходите, когда отношение к русскому искусству меняется и переоценивается. В томишко же Париже с 5 октября в Пти-Пале работает масштабная передвижка произведений Ильи Репина — изо собраний в первую череда Третьяковской галереи, хотя с активнейшим участием Русского музея, нескольких других музейных собраний России, а равным образом музеев Европы, музея Атенеум.

В Германии неделю отступать открылась замечательная вернисаж «Мечты о свободе. Романтизм в России и Германии», которую наш брат вначале показывали у себя, в Третьяковской галерее. Буква выставка впервые для того немецкого зрителя объединяет произведения немецких романтиков и русскую стенопись первой половины XIX века, баснословно плохо известную в Европе, да что вы и в Германии, несмотря для очевидное родство немецкой и русской романтических школ. Выставку открывал премьер-министр-министр Саксонии Михаэль Кречмер, кой также приезжал бери открытие в Москве. Было уютно, что пришедшие сверху открытие люди безгранично долго не расходились. Они спускались книзу, общались, поднимались снова в выставочные экспозиционные залы. И беда многие подходили ко ми и говорили: «Огромное вас спасибо за в таком случае, что вы привезли русское лицедейство сюда, в Дрезден. Сие невероятно интересно, сие великая школа, с которой наш брат совсем не знакомы».

До сей поры один проект, тот или иной очень успешно отлично в Германии, — чемпионат, которая развёрнута неотложно в музее Барберини в Потсдаме, одном с самых ярких и современных музеев Германии («Импрессионизм в России: свет авангарда». — RT). Сие выставка, которая начинается с работ Коровина и Игоря Грабаря и заканчивается «Белым получи и распишись белом» Малевича с музея Стеделейк. Симпатия показывает не без усилий то, как русские художники находились по-под влиянием французских импрессионистов, а в таком случае, как внутри русского импрессионизма рождался великорусс авангард. А из фигуративного авангарда в конце концов родилась супрематическая секко Малевича и его ряд «Белое нате белом», которая является логическим завершением всех экспериментов импрессионизма.

— В контексте зарубежных выставок в духе раз интересно было бы выведать, насколько сложно взять на буксир картины из России. Непосредственно процесс логистики. Сие же, наверное, пусть даже рискованно…

— Сие сложно, но безвыгодный рискованно. Иначе выставочный конвертирование во всём мире неприметно прекратился бы.

Без дальних слов выставки, на которые выдаются скарб первого порядка изо музейных собраний, проходят, к сожалению, гораздо реже, нежели лет 20 обратно, в силу разных причин. Музеи совершенно больше акцентируют работу со своей коллекцией и и старый и малый больше ценят зрителя, который-нибудь приходит к тебе получай постоянную экспозицию. Больше того, сегодняшняя учреждение выставки — серьёзные затрата. Сегодня качество упаковки, ярус безопасности транспортировки таковы, как это требует бог серьёзных финансовых вложений. Перевозя такие уникальные произведения, твоя милость понимаешь, что следует) что-то сделать обращаться к лучшим для рынке перевозчикам и страховым компаниям.

В случае если говорить об опасности, в таком случае сейчас все риски сведены к минимуму. Однако это сложнейшая логистика. Как рукой сняло время таких экспортных выставок, которые делались подина эгидой «Шедевры русского искусства изо собрания…».

Любая большая показ русского искусства следовать рубежом — сие серьёзная концепция, которую пишущий эти строки прорабатываем совместно с зарубежными коллегами. В каких-в таком случае случаях мы разрешаем им исследовать собственные концепции. Так когда мы получаем движимое имущество на свои выставки изо собраний этих музеев — таким (образом было с Пинакотекой Ватикана, просто так было с Музеем Мунка в Кристиания, так было с Национальной портретной галереей в Лондоне, — автор также просим карт-бланш возьми формирование выставки изо собраний этого музея ради показа здесь, в Москве, в Третьяковской галерее. Наша сестра полагаем, что выгодно отличается знаем своего зрителя. И понимаем, фигли сегодня стандарт выставочных проектов в Третьяковской галерее (и) еще как высок.

Мы неизменно предлагаем коллегам и кураторам выгнать очень серьёзные исследования, изыскания, брейнсторминги, дискуссии, обсуждения, затем чтоб выставка была проектом, какой-нибудь бы подчёркивал, что такое? Третьяковская галерея теперь является авангардом музейного и выставочного положение. Проекты, которые бы говорили бесконечно о многом для нашей аудитории, которая сделано привыкла к выставкам с интересными, оригинальными, будь здоров современными концепциями. И по образу и подобию выставки, сделанной гурьбой с Государственными художественными собраниями Дрездена, — сие пример сотворчества, адски напряжённой совместной интеллектуальной работы, результатом которой стал красивый проект в Москве и неважный (=маловажный) менее блестящая модификация этого проекта в Дрездене.

— Поветрие как-то влияет получай международные контакты? Точь в точь в принципе пандемия повлияла сверху работу музея в России?

— Да, пандемия повлияла сверху все наши международные проекты. Сверху те выставки, которые пишущий эти строки планировали привезти и скрыть в Москве. На тетунька выставки, которые автор этих строк планировали показать в Европе и в мире. Только что не все наши международные проекты отодвигались и передвигались вроде раз. Был пора — те самые три с половиной месяца, нет-нет да и мы сидели в удалёнке, — нет-нет да и нам приходилось сколько) (на брата месяц переформатировать выставочные меры. Наш музей был закрыт, и ты да я не понимали, как-нибуд он откроется. И суть (дела), что закрыты тетенька музеи, с которыми я сотрудничали, из которых планировали отвозить выставки в Москву и в которые планировали исполнять свои экспозиции.

Каждая изо выставок, о которых я говорили, была отложена почти на год. Точь в точь раз в октябре 2020-го наш брат планировали открытие и выставки Репина, и выставки изо собрания Морозовых, и выставки «Мечты о свободе. Романтизм в России и в Германии» у нас в Третьяковской галерее. Получай год были отложены масштабные выставки современного искусства, которые я планировали показать у себя. И без дальних разговоров они открываются: передвижка «Многообразие/Спайка», которая должна была высветлиться в середине ноября 2020-го, открывается 23 ноября 2021-го. А чемпионат современного индийского искусства, которая должна была всплывать летом 2020-го, откроется, в силу безмерно сложной ситуации в Индии, в мае 2022 годы.

Но несмотря держи то что проекты переносились получи другие сроки, ни Водан международный проект Третьяковской галереи мало-: неграмотный был отменён. Ни одна зарубежная вернисаж, которую мы планировали подвезти в Москву, не отменилась.

Побольше того, в разгар пандемии нам посчастливилось сделать несколько международных выставочных проектов. Сие и выставка романтизма в России и в Германии, и триеннале Ивана Кудряшова. Чемпионат-открытие нового имени художника русского авангарда, которую нам посчастливилось сделать в мае сего года с активнейшим участием Музея изобразительных искусств Республики Каракалпакстан, с участием Центра Помпиду, с участием Музея современного искусства в городе Салоники. Сие был момент, часом коллеги боялись заниматься с экспонатами сопровождающих, а прекрасно понимали: образовывание выставок — свидетельствование, что международные музейные контакты, несмотря на пандемию, продолжают поддерживаться. Вот п Центр Помпиду принял сполна особенное, неординарное постановление — отправить экспонаты не принимая во внимание сопровождения сотрудника Центра Помпиду. Автор сверяли сохранность в Zoom.

В таком случае, как публика хлынула в наши залы после всего открытия, после второго локдауна, — указание тому, что до сих пор, что мы делаем, феноменально важно для нашей аудитории. И как люди ждут сих проектов, ждут сих выставок, ждут встречи хотя (бы) с хорошо известными им работами в наших постоянных экспозициях.

— В галерее существуют проекты, направленные получай разные возрастные группы. Возьмем, на детей, бери старшее поколение. Аюшки? наиболее востребовано немедленно, на что вам, возможно, делаете ставку?

— Извес, в особенности востребованы наши онлайн-программы. И сие возвращает нас к разговору о музее в эпоху пандемии. По (по грибы) прошедший год да мы с тобой сделали невероятно воз) (и маленькая тележка) в этой области, и наша онлайн-помещение выросла с 2,5 млн до самого 11,5 млн по (по грибы) 2020 год.

Хотя речь не лишь только о росте аудитории. Я радикально изменили так, что предлагаем онлайн-посетителям. Наш брат выпустили несколько замечательных фильмов. Пример, «Третьяковка с Сергеем Шнуровым», иначе «Третьяковка с Константином Хабенским». Автор выпустили несколько новых серий изо цикла «Ваятель говорит». Сие была удивительная, ничуть неформальная, нестандартная схождение с самыми важными с наших современников — художников, чьё ваяние (скульптура) определяет сегодня особую позицию России получи и распишись художественной карте решетка. Это множество выпусков изо цикла «Хроника одного шедевра» — другой раз наши специалисты рассказывают о фолиант или ином важнейшем произведении изо собрания нашего музея. Сие замечательный ресурс «Моя Музей», который автор запустили в феврале сего года. Интереснейший портал, сверху котором ты можешь сделать знакомство с огромным количеством работ изо собрания Третьяковской галереи, неважный (=маловажный) только всем известными шедеврами, и заразиться самую свежую, самую интересную информацию о каждом произведении. Сие то, что наши сотрудники, мои коллеги писали в мысль тех долгих месяцев, того) (времени музей был закрыт река пока не были открыты экспозиции.

Ты да я продолжаем специальные программы в целях детей с синдромом Дауна, детей с расстройствами аутистического спектра. Ты да я продолжили эти программы онлайн, оригинально работая с каждым изо тех наших посетителей с особенностями развития, которых наш брат раньше приглашали в наши залы. В этом году, если пандемия пошла получи и распишись спад, нам хоть удалось организовать в лоск потрясающее офлайн-действие, такой своеобразный раут в наших залах XVIII века, нате котором присутствовали мелюзга с синдромом Дауна. Полагается было видеть их лица, их искреннюю забава и радость всех нас, другой раз мы видели, словно то, что наш брат в них вложили, вернулось нам сторицею. Что эти наше будущее с особенностями развития ведут себя, реагируют получай всё так но, как их обычные сверстники.

— Наподобие в данный момент пополняется музей? Кто-то дарит новые картины, кто именно-то временно их одалживает…

— Без меры приятно осознавать, почему находят отклик наши призывы к меценатам, спонсорам, к коллекционерам о фолиант, что мы нуждаемся в их содействии. Притом отклик и в эпоху пандемии. Система компаний или меценатов, которые нас поддерживали, испытывали тетечка же проблемы, которые испытывали пишущий эти строки, — как сполна бизнес и всё деловое община. И очень важно, чего никто не отменил своих обещаний, в томик числе связанных с покупкой тех река иных произведений угоду кому) коллекции Третьяковской галереи. Нам передавали работы и целые коллекции в подарок.

— Одна с текущих выставок галереи — «Отвергнутые шедевры. Предписание Павла Третьякова». Словно подразумевается под сим названием?

— Сие очень интересный план, придуманный нами в процессе создания музея братьев Третьяковых, что мы открываем в декабре сего года в Голутвинском переулке. Сие был дом, в котором братья родились и прожили 12 и червон лет. А музей создаётся впервинку.

Сегодня мы обладаем тем уровнем знаний, тот или иной позволяет очень в глубине анализировать то, чисто братья Третьяковы, и Павлуха Михайлович Третьяков в частности, сделали пользу кого Москвы, для России, на каждого из нас. И ты да я в процессе работы по-над этим проектом выявили в нашей постоянной экспозиции окрест двадцати работ, купленных Павлом Михайловичем Третьяковым, которые об эту пору считаются признанными шедеврами, однако которые в своё миг подвергались жесточайшим нападкам критики. Притом критике подвергались без- только сами работы и создавшие их художники, а также и Павел Михайлович Третьяков, какой-никакой их приобретал.

Сиречь раз это содеялось с картиной Валентина Серова «Женщина, освещённая солнцем». Обвинение на Третьякова, купившего эту работу, велись в тональности, которая инда сегодня представляется зашкаливающей. И промежду этих работ были в волюм числе работы, запрещённые цензурой, в частности «Евангельский циклуха» Николая Николаевича Ге. Тем безвыгодный менее Павел Михайлович Третьяков покупал произведения Ге, вследствие этого что прекрасно понимал размер дарования этого художника. И понимал, фигли наступит момент, временами эти работы будут спадать в экспозиции Третьяковской галереи.

Я думаю, фигли это ситуация, которая повторяется с века в век, с тысячелетия в тысячелетие. Егда создаётся нечто новое, в отдельных случаях опрокидываются существующие представления, сие всегда кажется нежели-то невозможным, нежели-то предосудительным, по временам чем-то кощунственным. Людей (и) еще как трудно повернуть нате новые рельсы. В рассуждении сего это повторяется изо столетия в столетие.

Работы Верещагина вызывали резкую критику. В такой степени резкую, что в одну с ночей он в порыве отчаяния уничтожил три изо наиболее критикуемых работ. Жестокой критике подвергалась его (кино)фильм «Апофеоз войны». Критике подвергалось ткань «Иван Ужасающий и сын его Ваня 16 ноября 1581 годы» Ильи Репина. Побольше того, на эту картину вдвое было совершено напад. Ant. защита. Здесь, наверное, тост идёт о том, отчего человеку, в особенности теперь, надо учиться (пре)бывать открытым к другому мнению, к противолежащий точке зрения. К праздник точке зрения, которая приставки не- совпадает с его личной. К сожалению, ведь, с чем мы сталкиваемся, — сие как раз противоположное: люди становятся очень нетерпимы к чужому мнению и до чрезвычайности агрессивно высказывают своё разлад с ним.

Вот каста выставка, мне как видится, должна стать таким посланием изо прошлого. Посланием сегодняшнему человеку, сегодняшнему зрителю, что-что его представления об искусстве и мире могут находиться ограниченными. Время и долго рассудят. И то, какими судьбами сегодня тебе если вам угодно неприемлемым, так а как и картины, являющиеся немного маршрута «Отвергнутые шедевры», может выше 100 лет восприниматься подобно ((тому) как) самое интересное изо того, что создаётся современными художниками.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.