Конструктивизм как направление в художественной культуре, с особой ясностью сказал о себе в 20 -30-х годах XX в. Он выдвинул на первый план конструктивно-техническую сторону творчества, что является одной из основных задач, конструирование материальной среды, окружающей человека. Преобразование действительности осуществляется через использование новой техники для создания простых, логичных, функционально оправданных форм и целесообразных конструкций. В соответствии с конструктивистским идеям, были поднял инженер Э. Фрейсине складные бетона своды ангара в Орли под Парижем.
Рационализм стремился выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным потребностям общества, эстетических потребностей и уровня промышленного и технического развития. Он подчеркивает, требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры. Принципы рационализма обязуется Ле Корбюзье во Франции и школой «Баухауз» в Германии.
Ле Корбюзье (1887 — 1965) считается одним из самых влиятельных архитекторов XX в. Этот французский зодчий был не только практик, но и теоретик архитектуры. Ле Корбюзье был одним из создателей таких современных течений в архитектуре, как рационализм и функционализм. Он видел в современной технике и серийности индустриального строительства основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить функционально оправданную структуру сооружения. В современное зодчество, безусловно, оказали влияние и его пять принципов: дом на столбах, сад на плоской крыше, свободная планировка интерьера, горизонтально-протяженные окна, свободная внешний вид фасада. В проектах Ле Корбюзье построил многие здания в Европе и Азии, в том числе здание центросоюза в Москве на Мясницкой улице (1955 г.). Он также создал и большие городские ансамбли, например Чандигарх в Индии (1951 — 1956).
Функционализм требовал строгого соответствия зданий и сооружений протекающим в них производства и внутренних процессов (функций). Архитектурное направление развивается практически в то же время в Германии и Голландии. V. Гропиус строит в Германии здание завода Фагуса. Его фасад сплошную стеклянную стену, позволяет освещение интерьера. Для функционализма характерны новые принципы архитектурной практики, таких, как типизация и индустриализация строительства, создание малометражных («минимальные») квартир. Появляются новые методы и нормы план не только зданий, но и целых жилых комплексов: стандартные секции и квартиры, «строчная» развитие квартала заканчивается здание на улице и др. В городах стали «зонировать» территории, выделяя специальные места для каждой функции: бизнес-центр, «спальный район» и т. д. Пример функционально-рационалистического подхода к архитектуре могут служить небоскребы.
В отличие от этого в значительной степени обездушенной промышленной архитектуры возникают утопические направления, в частности, дезурбанизм. Англичанин Е. Хоуардом была разработана концепция города сада, пропагандирующего здоровый образ жизни, но практическое приложение этой концепции дало ничтожные результаты, несмотря на все усилия Ассоциации городов-садов, простирающихся через Англию, Францию, Россию.
Оппозиции авангардизму в изобразительном искусстве и в архитектуре представляли национальная романтика и неоклассицизм. В то же время большое количество свойств и нео-классической и национальной романтики ответил канонам модерна (например, преобладание фантастики авторов над впечатлениями от природы или присущие национальной романтики, считал-декоративные композиции и плоскостно-графический способ, не предполагавшие передачу световоздушной среды).
Автор текста: М. V. Соколов