Икона из янтаря — свидетель венчального таинства

Икона из янтаря — свидетель венчального таинства

Среди множества икон, используемых людьми, особое место занимают венчальные образа. Сегодня молодые люди всё чаще прибегают к давнему церковному таинству, в ходе которого у молодой семьи остаются две иконы, называемые «венчальной парой». Они «живут» в семье долгие годы, являясь духовным символом состоявшегося брачного союза, их передают по наследству, дарят детям. Венчальная пара может состоять из изделий, выполненных с помощью разных материалов. Нередко ими становятся иконы из янтаря на сайте иконная лавка.

Янтарь как материал для икон

Это удивительное природное вещество используется в иконописи уже много столетий. Будучи окаменелой смолой древних деревьев, он обладает особыми свойствами и является отличным материалом для творчества. Оклады из этой смолы выглядят по-особому тепло, в них словно горит тихий, тёплый огонь, то почти затухая, то разгораясь ярко и сочно, в зависимости от качества освещения. Эту нежную теплоту отмечают все, кто смотрит на янтарный образ. Янтарь благодарный, пластичный материал. У него может быть десятки оттенков, к тому же цвет легко менять с помощью нагревания. А ещё его можно шлифовать, резать ножом, прессовать, прокаливать, истирать до получения мелкой крошки, почти пыли. Он великолепно сочетается с другими материалами: металлом, деревом, камнем, даже тканью. Мимо таких богатых возможностей не могли пройти монахи, занимавшиеся изготовлением икон. Специалисты считают, что первые образы из янтаря были созданы в Византии уже в VI веке.

519926445_w0_h0_dscn0028

Техники создания иконы из янтаря

Чтобы явить миру янтарный образ, художники используют целый ряд давно разработанных приёмов и методов, отличающихся друг от друга.

Флорентийская мозаика

Наиболее древняя технология, открытая более полутора тысяч лет назад. Несмотря на итальянское название, её впервые начали применять иконописцы Византии, отточившие мастерство на других металлах. Суть метода состоит в том, что отдельные элементы будущего рисунка вырезают из цельных, тонких пластин «солнечного камня». После этого пластины приклеивают к основе, подгоняя их настолько плотно, что уже с расстояния в один шаг швы между ними становятся невидимыми.

Это сложная техника, требующая большого терпения, умения подгонять не только края пластин, но и тщательно подбирать оттенки самоцвета, создавая впечатление цельной картины.

Техника обычной мозаики

Она начала разрабатываться после XII столетия, но расцвета достигла позже. Особенно ценилась в Западной Европе, чуть позже на Руси. Здесь используются не пластинки, а кусочки самоцветов, «зёрнышки» разных размеров. Их подбирали по цвету и размеру, и приклеивали с небольшими зазорами, двигаясь от центра рисунка к краям. Для создания картины необходимо было сначала прорисовать её маслом, чтобы просветы между камушками не бросались в глаза.

Готовый рисунок покрывали тончайшим слоем прозрачного лака, дабы уберечь янтарь от воздействия атмосферного кислорода. Нередко мозаикой выкладывали не всю икону, а только её края, или оттеняли некоторые элементы рисунка: одежду, лица святых, украшения на их одеяниях.

Технология высыпки, или техника крошки

Для получения рисунка камень растирают до мелкой фракции, напоминающей крошку или даже пыль. Различают несколько калибров:

крупный;

средний;

мелкий.

Чтобы выполнить рисунок в этой технике, следует пройти основные этапы:

Подборка по цвету (если нужных оттенков нет, их получают, разогревая янтарь);

Создание эскиза красками;

Высыпка мелкой фоновой крошки, высушивание в специальной печи;

Приклеивание основной крошки с более крупной фракцией. Это ключевой этап работы, самый ответственный и ювелирный.

Двойное покрытие специальным лаком.

Готовую икону следует вложить в соответствующую раму, подбор которой также требует художественного чутья. Подобную раму тоже можно было украсить янтарными самоцветами.

Янтарная венчальная пара

Церемония венчания предполагает наличие двух икон: Спасителя (икона жениха) и Богоматери (образ невесты). Во втором случае самый распространённый вариант — Казанская Богоматерь. Раньше эти иконы родители дарили своим детям на свадьбу, образы передавались из поколения в поколение. Сейчас нередко их покупают специально перед таинством венчания. Благо, икона из янтаря относительно недорогая, ведь этот самоцвет не считается драгоценным камнем. Подобные иконы по карману даже обычным людям, со средними доходами. Размеры подобных образов тоже чаще всего стандартные, их два: так называемый аналойный стандарт или малый аналой (пядница).

Деньги, потраченные на венчальную пару, окупятся сторицей! Ведь семья получает своего рода охранителей, духовный символ, к которому можно будет обращаться в минуты радости и горя, а впоследствии, прожив долгую совместную жизнь, передать своим детям, как велит православная традиция.

По материалам ikonna-lavka.com.ua.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.