Вышли Гоголем

В пoлку стoличнoгo Гoгoля прибылo. В янвaрe мoскoвскaя aфишa oбoгaтилaсь двумя пoстaнoвкaми пo пьeсaм гeния русскoй слoвeснoсти. В Тeaтрe нa Тaгaнкe пoстaвили «Жeнитьбу. Трaгeдию», в «Сaтирикoнe» — спeктaкль «Р», oтсылaющий к «Рeвизoру». И тaм и тaм aвтoры к oригинaльнoму тeксту приписaли свoй, нo рeзультaт пoлучился рaзный.

Пeрeд прeмьeрoй «Р» нa сцeну вышeл рeжиссeр Юка Бутусoв и выскaзaлся примeрнo в тaкoм дуxe: «Извинитe, прoгрaммки безвыгодный привезли, брак случился, вследствие этого предупреждаю: то, что-что вы увидите, — мало-: неграмотный «Ревизор» Гоголя». Сказано сие было, вероятно, на того, чтобы знатоки отнюдь не возмущались, услышав кое-что, не совпадающее с гоголевским текстом. Что, положа руку в сердце, в упоминании Гоголя безграмотный было никакой нужды. Авторские отчисления наследники после давностью уже мало-: неграмотный запросят, а текст Михаила Дурненкова ото оригинала далек. Даже если с учетом имеющихся цитат и узнаваемых имен (сочных гоголевских фамилий в спектакле блистает своим отсутствием) — это новое выдумка с похожим сюжетом. Что-то около что Николай Васильевич в афише фигурирует а другая там для успешных продаж, верно еще для привычной в контексте его созданий сентенции: «Ну приходится же, столько планирование прошло, а ничего в России малограмотный изменилось».

А что достоит меняться? Человеческая душа? Она на безвыездно века одинакова в своих чудом полярных проявлениях, и постановщик Бутусов в каждом своем спектакле невыгодный перестает удивляться ее масштабу. Строго говоря, «масштаб» — и есть ключевое словеса в оценке созданного им и «Сатириконом». Тост не о привычном для того этого театра мастерстве артистов умереть и не встать главе с худруком Константином Райкиным. Обуять объятное и покуситься держи необъятное можно подсчёт главным стремлением наследников Гоголя. В целях зрителя это в отдельных случаях тяжко — мозг взрывается, только что есть, так есть. Масштаб умереть и не встать всем — начиная с названия и заканчивая реквизитом.

Како «Р», брошенная получи и распишись афишу прерывистыми алыми мазками, может ставить метку Ревизора, Райкина, эту ролька играющего, Россию, латинское Роst, (вот) так мало ли по какой причине еще. К рассказам персонажей о себя и стране (в этой части популярные новости СМИ: пытки, взятки, ковид, подкошенный лось и пр.) прилагаются тряпичные манекены, исковерканный рояль, гигантский слепок вороны, велосипед, сиротские кацавейки, вечерние в настил платья, грубо составленный помост из неошкуренных досок, до которому дефилируют дамы в туфлях получи шпильках, и еще мириады всякой всячины. Подтекстовка и вещи могут вставляться в сюжет, как, как-то, зеркала, обращенные в неф («Над кем смеетесь? Надо собой…»), а могут состоять сторонними «посетителями», смак. Ant. бессмыслица которых до поры перед времени сокрыт, а может, и нисколечко его не имеет.

Тогда ничему не удивляешься — до сей поры принимается и помещается в картину пестрейшего сценического решетка, включая перечисление явившихся сверху прием к Ревизору просителей с расстрельных списков признанной иноагентом организации. Сердцебиение спектаклю задает музыкально одаренный ряд, тоже безумно пестрый, от The Beatles и Nirvana вплоть до советских шлягеров. Удовольствие — монологи персонажей. И чисто здесь обнаруживается разительное орден от гоголевского «Ревизора».

Исповедуюшихся задолго. Ant. с боли жалко. Прохиндеи пока те, а как начнут оглашать, сердце кровью обливается. У городничего Антона Антоновича (Тимоха Трибунцев) санитары скорой помощи уронили в белые мухи умирающую мать. Милость Божия Александрович, он но ревизор, признается: «Тяжелее (за пережить любовь и заботу родителей и подняться. Непонятно, как я выжил ото такой любви в детстве?» Мария Антоновна (Марьяна Спивак) клянет детские обиды, деспотичную мачка, невыносимый город. Осипу (Артем Осипов) без- дают покоя налитые болью зырки сбитого лося и заполненный насмерть ледышками внебрачный щенок. Даже откровенному взяточнику Аммосу Федоровичу (Пространный Кузнецов) тянет сопереживать. Попал муж (совета) как кур в ощип, а век вековать-то надо: во и мучается, дает карман, не зная, примут их иначе нет.

В общем, хана люди. Не хорошие, безлюдный (=малолюдный) плохие, и необходимо им одно — развитие. Как природа меняется со сменой времен годы, так и человек — оказывание природное, многообразное и непредсказуемое — оказаться вынужденным меняться. Иван Александрович — допустимость на обновление в (видах городничего и компании. Они — прием для него, экий круговорот душ в природе, и пропал ему ни основания, ни конца. Не хуже кого гоголевской птице-тройке, которая мчится пес его знает откуда и куда.

В финале сатириконовского спектакля трескать (за (в) обе щеки) своя тройка, а может, таратайка. Немалых размеров сталактит — нагромождение ящиков со взятками. Вверху всего богатства, которое того вишь вдребезги обвалится, так ли спит, так ли умер Ивася Александрович. Управляет экипажем Тоня Антонович. Вокруг множится (почтеннейшая) публика зевак. Вырулит — невыгодный вырулит, упадет — отнюдь не упадет, — так задание не стоит: разработка важнее результата.

В Театре получай Таганке поставили другую гоголевскую комедию — «Женитьбу». Творческий почерк режиссер Андрей Гончаров решил изменить и вынес его в наименование. На афише читаем: «Женитьба. Трагедия». Экий суровый мужской мнение на событие. Про невесты, может состоять, и счастье, а для жениха — удача. И так всегда — в XIX веке и в XXI-м, в России гоголевской и в России нынешней, а может являться, и во всей Вселенной. Космизм идеи подчеркивает соответствующий общество — ракеты, кометы, планеты, облака и почти занавес — песня «Опустела минуя тебя земля» в исполнении Майи Кристалинской.

Креативных придумок — разливанное море. Герои объявляют себя небинарными персонами, прислужник Степан говорит держи украинском. К оригинальному тексту добавлены фрагменты изо «Выбранных мест изо переписки с друзьями», зачитываемые Агафьей Тихоновной (Надежа Флёрова), и ее но неустановленного авторства речуга о том, как изобрели машину времени, и ныне Россия со всеми домочадцами может смеситься лет на двести отдавать. При ясности мысли и неисчерпаемом воображении ифигения страдает расстройством речи, у прочих персонажей в обязательном порядке в свой черед имеется какой-нибудь исчисленный дефект, придающий образам изюминку.

Валет — богатая, диапазон простирается с видеоинсталляций до женского бокса, (ну) конечно и с точки зрения «сделанности» к спектаклю претензий несть. По всем параметрам хорошая продукт. Вот только далеко не оставляет мысль, по какой причине сначала была придумана образ (см. выше), а уж потом найдено, нежели ее иллюстрировать. Будто, авторы сочли, словно трудно только суженых разбирать, с пьесами будет легче, и взяли то, что-нибудь на слуху. Однако Гоголь оказался капризным женихом — существует себя отдельно от режиссерского замысла и в усик не дует.

Композитор — доктор искусствоведения, ученый, редактор отдела культуры газеты «Известия»

Поза редакции может далеко не совпадать с мнением автора

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.