Пятилeтнee сoтрудничeствo Прeзидeнтскoй библиoтeки с Русским гeoгрaфичeским oбщeствoм, кoтoрoe 18 aвгустa oтмeчaeт свoю 173-ю гoдoвщину, принoсит впeчaтляющиe рeзультaты. Нa пoртaлe и в фoндe элeктрoннoгo xрaнилищa нa Сeнaтскoй, 3, ужe прeдстaвлeны 5540 из 11 тысяч дeл, пeрeдaнныx РГO нa oцифрoвку.
В иx числe рeдкиe и цeнныe aрxивныe мaтeриaлы, нaпримeр «Этнoгрaфичeскиe свeдeния o Пoдoльскoй губернии», датированные 1869 годом, их можно «полистать» в электронном читальном зале библиотеки; там же можно ознакомиться с «Ежегодными отчётами» РГО дореволюционного периода. На портале можно найти «Торговые сношения лопарей с русскими в половине XVII века» (1905), документ «Австрийцы в Печорском крае» (1872) и другие раритетные источники.
Материалы Научного архива и Научной библиотеки РГО, которые оцифровывает Президентская библиотека, включают в себя рукописи трудов членов РГО, отчёты, отдельные документы по Архангельской, Астраханской, Витебской, Владимирской, Вологодской и другим губерниям (всего около 50) с XVII до начала XX века, а также книги о путешествиях и отечественные журналы краеведческой тематики. Переведённые в цифровой формат документы систематически пополняют фонд библиотеки и становятся доступными максимальному числу читателей.
Ряд исторических материалов и научных отчётов востребованы и сегодня, как основание для продвижения отдельных стратегических целей при решении экономических и геополитических проблем государственного масштаба, таких, например, как освоение Арктики и Антарктики или сохранение рыбных промыслов на Каспии.
После организации в Ленинграде Арктического института (ныне Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт) было принято решение приступить к детальному и планомерному обследованию акваторий. Вскоре удалось организовать специальный научно-промысловый отряд в составе Новоземельской экспедиции Арктического института 1931 года. Для нужд экспедиции был заказан парусно-моторный бот с двигателем «Болиндер» в 20 л. с. – ленинградские исследователи быстро его освоили в плаваниях по северным морям. «Широким заливом Крестовская Губа вдаётся на 19 с половиной миль в западный берег северного острова Новой Земли, – написано в издании «Труды Арктического института» (Т. 7. 1931). – По берегам её западной половины простираются довольно высокие террасы, покрытые тундрой или голые. В восточной половине расположены более или менее высокие горы».
В Арктике вслед за изыскателями появлялись хозяйствующие объекты. Основательно решали экономические проблемы авторы-специалисты, выступающие на страницах ежемесячного журнала Уралсовета «Хозяйство Урала» за 1925–1935 годы; прочесть его можно в электронном читальном зале Президентской библиотеки.
В пятом номере журнала Д. Венгеров опубликовал проблемную статью «Лесное хозяйство и металлургия Уральской области», где были чётко расставлены экономические акценты: «Среди уральских деятелей-хозяйственников господствует убеждение, что леса Урала самостоятельного хозяйственного значения не имеют, что они всего-навсего являются резервным фондом для развития нашей горной промышленности. Такой узковедомственный взгляд в корне не верен, так как при этом сознательно замалчивается, что кроме удовлетворения в горючем потребностей горной промышленности леса Уральской области, по крайней мере Камского бассейна, испокон веку снабжали лесными материалами отдалённые лесные рынки безлесного Поволжья и Закаспийского края, а часть леса даже транспортировалась за границу: в Турцию, Персию и Италию. <…> Совершенно не отрицая огромное государственное значение развития металлургии для нашей страны, нельзя в то же время игнорировать интересы лесного хозяйства и лесного промысла, который для общей экономики страны имеет если не большее, то, во всяком случае, не меньшее значение, чем металлургия. Как теперь, так и в ближайшем будущем деревянная Россия будет нуждаться в огромном количестве древесины».
Из опубликованных материалов на портале Президентской библиотеки читателей особо интересуют старые книги, рассказывающие о путешествиях. Среди них имеются переводные издания, например «Малайский архипелаг: страна орангутана и райской птицы» (1872) английского автора Альфреда Ресселя Уоллеса. «Возвратясь в Англию весною 1862 года, я нашёл у себя на квартире массу запакованных ящиков с коллекциями, которые я от время до время посылал домой с приказанием не трогать до моего приезда. Оказалось, что из трёх тысяч птичьих шкур у меня накопилось до тысячи видов, и, по крайней мере, до семи тысяч разновидностей из двадцати тысяч жуков и бабочек», писал он.
«Взглянув на карту или глобус восточного полушария, мы заметим между Азиею и Австралилею, – поясняет автор, – несколько больших и малых островов (Малайский архипелаг). Расположенные на самом экваторе, эти острова омываются тёплую водою тропических океанов и пользуются, благодаря этому обстоятельству, одним из лучших климатов на земном шаре: он тёпел, влажен, без резких переходов и способствует развитию многих растений, неизвестных нигде в другом месте. Здесь родина самых богатых плодов. Драгоценных кореньев, гигантского цветка рафлезии, большой зеленокрылой орнитоптеры (царицы бабочек), человекообразного орангутана и прелестной райской птички. Острова населены особенно интересною расою малайцев, которые живут только на этих островах, отчего те и получили название Малайского Архипелага».
М. Поляновский описал «Тропический рейс» (1936), совершённый на советском пароходе «Серго Орджоникидзе» по маршруту Турция, Египет, Цейлон, Индия, Филиппинские острова, Корея: «Мы пересекаем Чёрное море. В первую же ночь оно встретило нас штормом, изрядно потрепало. Наутро взошло солнце, погода стояла тихая и спокойная. Мы приближались к берегам Турции. На рассвете открылись анатолийский и румелийский маяки, растаяла пелена утреннего тумана и показалась щель Босфора».
Благодаря современным информационным технологиям Президентской библиотеки уникальные материалы становятся доступными максимальному количеству людей, культурное и историческое наследие страны сохраняется для будущих поколений. На сегодняшний день в фонде Президентской библиотеки около 640 тысяч единиц хранения.