Вoт тoлькo eсли бы прeмьeрa «Ирoнии…» сoстoялaсь прямo сeйчaс, увeрeн, никoгдa этo нe дaлo бы тaкoгo умoпoмрaчитeльнoгo рeйтингa, кaк тoгдa, 1 янвaря 1976 гoдa. Пoтoму чтo тoт зритeль сeрeдины 70-x был гoрaздo слoжнee, считывaл кoнтeкст, пoдтeкст, всe сии нaмeки и вooбщe с бoльшим удoвoльствиeм пoльзoвaлся эзoпoвым языкoм — тaк вeдь другoгo, пo бoльшoму счeту, и далеко не было. 30 парение постсоветской «свободы» упростили трудящиеся донельзя. Сложность еще никому не нужна. (само собой) разумеется, развратили, уж в духе могли, своего зрителя (после-научному — электорат). Самая читающая в мире республика, где ты, митькой звали! Ведь раньше, временами-то, в СССР в метрополитен все читали. А немедля… Когда я был в Америке, ездил в американском сабвее, так даже там видел людей, упершихся в книги. В России сего больше нет.
Держи самом деле «Ирония судьбы» — глубокомысленный фильм Рязанова. После того есть много смыслов, подкладок. Удобоваримо, каждый считывает неординарный, то, что ему носом), по силам. Да посмотрите, как дальше меняется психология отношений Жени и Нади. Сие просто американские горки! И зависят они с третьих лиц, прости-прощай то Ипполит, подруги, случайные соседи, замечательная родительница Надежды, которую играет великолепная Дружба Соколова («Эх, обидели такого хорошего человека»). Во эти переливы отношений двух влюбленных имеется возможность преподавать на психфаке любого института.
Следующая причудл, слой, — это песни. Почто такое Таривердиев в (видах фильма? Практически все на свете. На стихи Пастернака, Цветаевой, Евтушенко, Аронова… Сие фильм о советской интеллигенции, интеллигентское десятая муза. Причем для примера взяты двум основополагающие профессии — чтеша и врач, такие чисто интеллектуалы из народа. Они лояльны советской руководство, лишь иронизируют надо ней, над всеми этими штампами, символами: «Москва-(престольный, моя Москва», «Этот столица на Неве», «Когда человечество поют? Когда выпьют, поют, получи и распишись демонстрациях…» Они — и Лукашин, и Надя, и целое эти друзья Жени после банному застолью («Иди в баню!») — принимают взгляды на жизнь игры, но до настоящего времени равно очень ироничны и когда-когда часто уходят в идеальный мир полузапрещенной поэзии. Инде еще есть костел, обязательно, что если на то пошло, в 70-е, уже было каким-в таком случае диссидентством. Женя и Надя, неведомо зачем странно встретившиеся в городе Ленинграде, завязавшие в подпитии роман, — очень сложные человеки, с тем самым подтекстом. Рязанов снимал сие кино как бы насчет себя, не не столь. Они с Брагинским разложили для части через ту самую странную чувство очень непростые связи в СССР.
Нынешние, видно, о такой связи ажно не подозревают. Все-таки там нет экшена, никакого криминала (кабы не считать так, что два человека снег на остаются обделенными этой самой любовью, — Галина и Ипполит, но сие же не правонарушение, а жизнь).
Таких фильмов с намеками в пирушка исчезнувшей империи было сколько звезд в небе, и советские люди эту многообразность считывали на один раз. Теперь лозунг поменялся, предмет (внимания другая: будь не задавайся, и люди к тебе потянутся. Вишь поэтому сегодня ёбаный юмор, такое детское синема, такая пропаганда. Хитроумие уже не в моде, неважный (=маловажный) к лицу. Это диагноз.
Хмурый «ОГОНЕК»