Западноевропейский романтизм

В литературных произведениях Франсуа Рене де Шатобриан (1768-1848), например, в стихотворении в прозе «Мученики», преобладали мистические мотивы, ностальгия по далеком прошлом, элегические настроения, сочетавшиеся с критикой буржуазного индивидуализма. Меланхолически-скорбными мыслями, пессимизмом проникнут цикл песен Альфред де Мюссе (1810-1857) «Ночь».

В Париже, считавшемся тогда «столицей мира», пересеклись пути таких талантливых композиторов, как Ференц Лист (1811-1886) и Фредерик Шопен (1810-1849), Гектор Берлиоз (1803-1869). В литературно-музыкальных салонах, например в доме писательницы Жорж Санд, где встречались поэты, музыканты, художники, зарождаются мысли о необходимости синтеза искусств. Считалось, что искусство должно примириться, чтобы музыка могла передать содержание романа или сказки, поэзия на благозвучию подошел и искусства звуков и изображений отражала образы литературы.

Ференц Лист и Гектор Берлиоз писали музыкальные произведения, связанные с литературными или живописными изображениями: драматическая легенда «Осуждение Фауста» и симфония «Гарольд в Италии» Берлиоза; «Мефисто-вальс», симфония «Божественной комедии» Данте, симфоническая поэма «Гамлет» Лист. Берлиоз пытался театрализации симфонического жанра, в грандиозных рамках исполнительских составов, к гротескному заострению образов. Фредерик Шопен углубился в жанр фортепьянной баллады, он умело сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией.

Немецкий романтизм, серьезный и мистический, систематически разрабатывал теорию и эстетику этого направления, создавая шедевры в литературе и музыке. Одна из главных тем немецких романтиков судьба творца: его полная смятений жизнь, одиночество, а иногда и трагическая смерть. Эта проблематика прослеживается в работах Генриха Гейне (1797-1856), Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832), Роберта Шумана (1810-1856), Людвиг ван Бетховен (1770-1827). В какой-то степени, можно говорить о том, что Ренессанс — царство живописи, а эпоха романтизма — царство музыки. Так, музыкальный мир Людвига Бетховена можно сравнить с грандиозному историко-художественный холст своего времени. Роберт Шуман-создатель цикла программного обеспечения лирико-драматических фортепьянных миниатюр («Бабочки», «Карнавал» и др.). Вокальные циклы на части поэта-романтика Генриха Гейне, Джордж Байрон.

Антиподами на литературном поле были Иоганн Вольфганг Гете и Генрих Гейне. Гете по праву можно считать основоположником немецкой литературы Нового времени. Его ранние произведения, написанные в бунтарском духе («Буря и натиск»), уступить сентименталистскими («Страдания молодого Вертера»). Вершина творчества этого великого поэта мира, это глубоко философское произведение — трагедия «Фауст». Генрих Гейне был выдающимся мастером исторической и политической поэзии. Его ранние стихи, проникнута свободолюбием и иронией, близки традициям народной песни («Книга песен»). В конце жизни закончилась пессимистические мотивы в его творчестве (сборник «Романсеро»). Литература немецких романтиков был тяжелый для сказочности и фантастичности (Эрнст Теодор Амадей Гофман, братья Якоб и Вильгельм Гримм и др.).

Альтернатива бумажных книгах и журналах: • электронные книги • электронные книги PocketBookЧеловек быстро привыкает к хорошо.

В Англии рождению нового стиля в искусстве сопутствовало начало промышленной революции и появление индустриального общества. Как антитеза быстрого экономического развития у художников и писателей возникло ностальгическое чувство в мире Средневековья. Английский романтизм, сентиментальный и чувственный, часто видел возвышенное в простых, обыденных вещей. Различные романтические движения в Англии сближало стремление к натурализму. Английский язык романтики не противопоставляли свое «Я» обществе. Для английского романтизма характерна фантастически-утопическое, аллегорическое и символическое изображение жизни, в нем широко используется ирония и гротеск как сочетание смешного и страшного.

Благодаря 25 романам Вальтера Скотта (1771-1832) Европа была покорена обычаях рыцарских времен. Вальтер Скотт считал, что в романах все должно соответствовать изображенному исторического времени: предметы обихода, обычаи, нравы и даже язык жестов. В связи с этим возник термин местный колорит. В дальнейшем многочисленные последователи Вальтера Скотта, писатели исторических романов из всех европейских стран, всегда стремился воссоздать в своих работах местный колорит, т. е. экзотические древности.

Идиллические картины деревенской жизни нашли свое яркое выражение в поэзии Роберта Бсрнса. Лорд Джордж Байрон (1788 — 1824) в своих «восточных» поэмах («Гяур», «Лара») и в «Паломничество Чайльд Гарольда» вывел образ разочарованного индивидуалиста-бунтаря. Судьба поэта часто как бы переплеталась с судьбой его героя. Джордж Байрон в 1816 г. покинул Англию, он принимал участие в движении итальянских карбонариев, национально-освободительной борьбы в Греции. Дж. Байрон был носителя общественных умонастроений начала века.

Наиболее выдающимися художниками первой трети XIX в. в Англии были Джон Констебл (1776-1837) и Уильям Тернер (1775-1851). Джон Констебл был первый художник, выпущен на пленэр и писавшим с натуры свои поэтические пейзажи, где человек и природа существуют в одном органическом пространстве. V. Тернер опередил время, многие мотивы его произведений мелодию в будущее, XX («Дождь, пар и скорость», «Погребение в море»). Его смелые по колориту и световоздушным исканиям пейзажи отличаются в зависимости необычным эффектам, красочной фантасмагории.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.