XIX век в европейском искусстве

Создание буржуазного недостаточности привело к появлению нового героя — человека третьего класса. Все четче стала выражает, по словам Эмиля Золя, «тенденция искусства к натурализму». Искусство 1830-1850-х. х. «низводило» мир до обыкновенности, конкретности вместо того, чтобы возвеличивать окружающую реальность. Таким образом, возникший новый стиль — реализм не сразу был принят со стороны общества. Понятие реализма было сформулировано Ж. Шанфлери в литературе, и Гюставом Курбе, прославившимся картины «Дробильщики камня», «Похороны в Орнане», «Здравствуйте, господин Курбе!», в визуальные искусства. Ведущими принципами реализма становятся объективное отображение существенных сторон жизни, воспроизведение типичных характеров и ситуаций, преобладает интерес к проблеме личности и общества. При этом предпочтение отдается формах самой жизни.

Тема «маленького человека», его страданий и бед, что уже нашло свое отражение в творчестве сентименталистов, была подхвачена писателями-реалистами. Эта тема захватывает всю европейскую литературу: (Чарлза Диккенса в Англии, Жорж Санд, Стендаля, Оноре де Бальзака, Виктора Гюго, Гюстава Флобера во Франции). На страницах романов и песен, многих принцев и королей заменили обездоленный класс. Противопоставление богача и бедняка, как величайшее социальное зло века стало предметом изображения реалистов. Можно сказать, что все тридцать томов дела Ч. Диккенс (1812-1870) посвящена описанию социальных контрастов. В его романах действуют, в сущности, только две категории людей: злодеи и добрые люди. Во-первых, как правило, принадлежат к богатым, а на другой — бедные. «Ум и благородство чувства задавлены погоней за наживой и прибылью», — говорит писатель. Гнетущее чувство вызывает вид промышленных городов, описанный Диккенсом («Холодный дом»).

Брак и положение женщины в семье — основная тема романа писательницы Авроры Дюпен, выступавшей под мужским псевдонимом Жорж Санд (1804-1876). Трагическая судьба женщины, лишенные каких-либо прав и вынуждены подчиняться законам общественной морали («Индиана», «день святого Валентина», «Лелия», «Консуэло» и др.), вызывает сочувствие у современников. Женский вопрос как важный социальный феномен актуализирован и поставила перед европейской общественностью.

V. Гюго (1802-1885) был большой демократ, и в своих работах они боролись со всеми формами нарушений прав человека. «Я ненавижу каждый притеснение, а на земле стонут народы под тяжким игом. Когда я вижу, как мучается Греция под пятой Турции, как умирает окровавленная Ирландия, как Австрия своей палкой, постыдным и тяжелым скипетром ломает крыло венецианского льва, как Вена держит в своих когтях Милан — о, тогда я проклинаю всех тиранов, я чувствую, что поэт — их судья. Тогда я бросаю нежные песни и привязываю к своей лире медную струну». Восстание против тирании выражается в его пьесы «Марион Делорм» и «Эрнани». Антиклерикальными и проникнута антимонархическими настроениями исторический роман гюго «Собор парижской богоматери». Демократические идеалы нашли свое отражение в его романах «Отверженные», «Работники моря», «Человек, который смеется».

Современники не признает Стендаля (1783-1842), хотя, как потом писала пресса, «никто еще так резко и прямо не сказал всю правду о французах, как Анри Мари Бейль (настоящее имя Стендаля). Горькая правда, что его говорить, пришлась не по вкусу читателям, и сочинения его пришлось довольно крепко». Романы «Красное и черное», «Пармская обитель» писатель пытался воспроизвести, не приукрашивая, реальные факты жизни. Стендаль отмечал, что «роман — это зеркало, которое наводишь на большой путь. Это отражает небесную лазурь, то грязь дорожных луж».

Жители ДЕВЯТНАДЦАТОГО века, они имели возможность пользоваться предметом искусства и музыкальными произведениями современников только, пока с ними рядом физически. Нам повезло немного больше, у нас есть возможность созерцать тысячи фотографий в интернет-галерей, можно купить плеер, скачать и слушать музыку бесплатно, в удобной домашней обстановке, не принимая концерт или музей.

Оноре де Бальзак (1799-1850) в «Человеческой комедии» — прозаической произведение научной фантастики, состоявшей из 90 романов и рассказов, представила панорамную картину жизни Франции XIX века. Писатель поставил перед собой большую задачу — «дать всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни, ни одного типа, ни одного мужского или женского характера, ни одной профессии, ни одной житейской формы, ни одной социальной группы…». Бальзака с той же силой удалось показать и то, что буржуазное общество ломает судьбы людей, как в погоне за прибылью снижают души; и нравственную победу отдельных личностей, не мог оставаться среди людей, стяжательства, корысти, эгоистических расчетов и политических амбиций.

G. Флобер (1821-1880) в романах «Госпожа Бовари» и «Воспитание чувств» ошеломила общественность жестоко правда. Общество, его он видел в нем равнодушного бытописателя, попирающего моральные устои. Но реализм его творчества был настолько разителен, что даже в карикатурах его изображали вооруженным пилы, ножницы и внимания, отдавая дань его тенденция «анатомировать» современную ему жизнь. G. Флобер всю жизнь мечтал о прекрасной, но не верили в удачу, низкой настойчивости вынуждены описать пошлость и грязь, так презираемые и ненавидимые им.

Старший современник реалистов был великолепный художник Жан Энгр (1780-1867). Представитель академизма, он считал своим учителем Рафаэля, и даже искренне верил в то, что живет на три столетия позже, чем ему нужно. J Энгр был прекрасный мастер композиции, строгого и тонкого рисунка, правдивых, острохарактерных портретов.

Проза жизни становится частью изобразительного искусства. Оноре Домье (1808-1879) прославился не только сатирическими литографиями и острогротескными карикатуры на правящую буржуазную верхушку и мещанство, но и как талантливый художник, который явился основоположником критического реализма в изобразительном искусстве Франции («Дон Кихот», «Французский справедливость»). Реализм Домье окрашен в сатирические тона, художник требовал точной передачи событий сегодня в сатирических рассказах и рисунках. Он был одним из первых художников, своим героем человека из народа («Вагон третьего класса», «Прачка»).

Постепенно пейзаж начинает доминировать над остальными жанрами, противопоставляя обывательскому миру мир поэзии окружающей природы — простой и естественный. В лучших традициях этого жанра работали, Потому что коро через, Руссо, К. Мишель.

Автор текста: М. V. Соколов

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.

Translate »