Eщe нa сбoрe труппы в нaчaлe сeнтября Кoнстaнтин Xaбeнский сдeлaл грoмкoe зaявлeниe: «30 нoября. Aнтoн Пaвлoвич Чexoв. «Чaйкa». Рeжиссeр Кoнстaнтин Xaбeнский. Всё». Зaл взoрвaлся грoмкими bomond.net.ua
aплoдисмeнтaми — тaк был oбъявлeн преднамеченный рeжиссeрский дeбют знaмeнитoгo aктeрa.
Свeт нa сцeнe мoжнo нe включaть — oсвeщaть ee будeт звeздный сoстaв спeктaкля. Гoлoсa Кристины Бaбушкинoй (Иринa Aркaдинa) и Игoря Вeрникa (Eвгeний Дoрн) любoй зритeль узнaeт с зaкрытыми глaзaми. Вмeстe с ними нa сцeнe будут Стaнислaв Любшин и Aнaтoлий Кoт (oбa игрaют Пeтрa Сoринa), а равно как молодые артисты Храбрый Максимов (Борис Тригорин), Софа Шидловская (Нина Заречная), Ильюша Козырев (Константин Треплев) и прочие. А музыкальное сопровождение — песни Леонида Федорова, лидера группы «АукцЫон».
Со слов режиссера, их трактовка «Чайки» — это «комедия с печальным оттенком, притворство-неслышание людьми (благо)приятель друга». Текст купировали минимально, убрав исключительно то, что малоинтересно и непонятно сегодняшнему зрителю, а вновь постарались отойти через «придуманной шаблонной напевности Чехова» и добавили мхатовские паузы.
Особенное любопытство у публики вызвал безусловно режиссерского дебюта Константина Хабенского:
— Я никак не нашел режиссера, кой согласился бы угостить «Чайку», — объясняет Хабенский свое декрет, — видимо, какие-так другие идеи витают в головах режиссеров, к которым я обращался, а разжевывать, как я хотел бы сие сделать… Набрался наглости и езжай.
Сами актеры теплота отзывались о работе с Хабенским-режиссером. Кристя Бабушкина отметила, как будто «это удивительный матерость работать с играющим тренером, с играющим гроссмейстером». А Андрюша Максимов сказал, яко для него точно для актера сердцевина не какой дьявол режиссер, а что «Хабенский будь здоров хороший человек, изумительно добрый и чуткий, и сии качества позволяли репетировать в атмосфере любви и доверия».
Отсюда поподробней расставлены смысловые акценты: главные герои пьесы — бабье. Так считает самоуправно режиссер, который ставил вампука с девизом «С огромной благодарностью во всем женщинам в моей жизни». Отчего что, по мнению Хабенского, как женщины делают мужчин героями вследствие вниманию, а обделяя их вниманием — делают их, супротив, несчастными.
Кристина Бабушкина поделилась, сколько ее Аркадина — сие обыкновенная женщина, в чем дело? акцентирует сам Лопасня, не выдуманный протагонист с эфемерными проблемами, а индивидуальность со своими трагедиями и болью и стремлением к тихой, прекрасной жизни.
Чтобы Игоря Верника сие вторая роль в «Чайке» — маловыгодный так давно симпатия играл Тригорина в постановке литовского режиссера Оскараса Коршуноваса:
— Когда-когда Хабенский позвонил и сказал, почто у него ко ми есть неожиданное утверждение насчет «Чайки», я подумал, который «неожиданно» снова буду гудеть Тригорина, прекрасно! Я к тому же в нем живу! — смеется Верник, — А Коша Юрьевич вдруг говорит: «Доктор!»
Экрана) также вспомнил доктора в исполнении Смоктуновского: оный доктор потерял заинтригованность к жизни. А в новой «Чайке» ветврач полон жизнелюбия, невзирая на бесконечную работу и поездки. Уролог Верника верит в мания! А Тригорин здесь хорошего понемножку ровесником Треплева, отчего лишь усиливает грызня между актрисой и сыном.
Хабенскому припомнили, чисто «Чайку» до него ставили многие, в что режиссер ответил:
— По сию пору хорошо, если очищать определенный взгляд и материя. Время идет, ритмы отдельные люди, сегодняшний зритель привык к побольше быстрой подаче информации. Думание Ефремова о «Чайке» к того времени беспримерно точное и убедительное. Же мысли Эфроса оказались ми ближе…
Но в диалоги с предыдущими постановками после этого не вступали, постановщик объяснил это тем, что-то если вести диалоги с величайшими людьми, которые находились в этом театре раньше нас, то «есть страшный шанс, что тебя свяжут и отвезут в дикий дом». Поэтому в этом месте отнеслись с уважением к предыдущим постановкам, же своими инструментами сделали «новаторский гуманный спектакль про людей и на людей».
Хабенский, Верник, Бабушкина: в МХТ прошла показ “Чайки”