Насилие и секс: шокирующее искусство Древнего РимаСюжет

Oдин из мoиx любимыx римскиe скульптуры — бoрoдaтый сaтир Мaрсий, привязaли к дeрeву и ждeт стрaшнoe нaкaзaниe. Кaк сeбe крoвaвую плoть, чтo вoт-вoт oбнaжит нoж пaлaчa. Дo нaшиx днeй сoxрaнились нeскoлькo стaтуй, изoбрaжaющиx эту сцeну-в тoм числe вырeзaнныx из мрaмoрa с рoзoвыми прoжилкaми, oт цвeтa кoтoрoгo пo кoжe бeгут мурaшки. Хотя непристойности в этих скульптур не являются, однако, весьма жестокое зрелище. После того проиграть музыкальный конкурс Аполлону, Марсий был приговорен к смерти через сдирание кожи Но Римлянам такого рода искусство было по вкусу.
Тот факт, что в одном из борделей красовались откровенно эротические фрески, меня не удивило особо, но мне кажется странным, что многие здания украшены плакатами с изображением эрегированного полового члена. Не удивительно, что древние римляне, почитавшие служение государству и авторитет власти за великие добродетели, одновременно тяготели к проявлению первобытные инстинкты и в искусстве. Скандальная скульптура

Как видно из примера скульптуры Пана и козы, секс играл в Римской культуре не менее важную роль, чем насилие. В конце концов, устраивавшиеся свои гладиаторские игры, в которых принимали участие дикие звери и осужденные преступники, являлись другое дело, что вариант ритуалов человеческих жертвоприношений. Хотя этот тинтиннабулум обнаружили в Помпеях, вероятно, не был бы слишком неуместным дополнением к обстановке на Вилле папирусов в Геркулануме, позвякивающим в саду от дуновений ветра, в то время как посетители рассматривают скульптуру «хлеб», занимающегося сексом с козой. Несколько лет назад, снимая для би-Би-Си документальный сериал под названием «Сокровища Древнего Рима», я посетил раскопки Помпей. Древний Рим представлял собой любопытную смесь цивилизованности и варварства. Тинтиннабулум представляет собой крылатый фаллос с лапами льва и привязанными к ним колокольчиками
Такие выставки, как «Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме», вызывают у нас волнующее чувство близости к нашим древним предкам. Бронзовый бюст Римского банкира выполнен настолько жизненно, что, кажется, можно уловить черты характера иллюстрации. В костяном сосуде до сих пор сохранились остатки розового пигмента, который, возможно, неведомая нам римская матрона использовала когда-то в качестве румян. Единственное, что можно сказать с уверенностью, — отношение древних римлян к сексу и насилие, радикально отличается от нашей. Мы никогда не сможем понять, какое именно впечатление эта скульптура производила на римлян.
Слух неприличной скульптуры распространилась по Европе, и она быстро превратилась в объект паломничества англичан, совершавших Гранд тур » (обязательно в среде европейских аристократов образовательные поездки). Именно тогда были обнаружены остатки Помпеи и Геркуланума — римских городов, число погибших в результате извержения вулкана Везувий в 79 году нашей эры. Правой рукой Пан крепко держит козу за клочковатую бороду, притягивая голову животного к себе и заглядывая ему прямо в глаза. В британский скульптор того времени Джозеф Ноллекенс по памяти воссоздал скульптуры в виде терракотовой реплики, хотя в его исполнении пучеглазая коза скорее удивлена вниманием хлеба, в то время как животное Римский оригинале выглядит почти покорность. Некоторые объекты культуры той эпохи могут показаться нам исполненными непристойности и насилия, но римляне, возможно, смотрели на них другими глазами, пишет автор BBC Culture. XVIII век был поистине удачным для археологов. Но было неудобных моментов. Смотреть на нее можно было только с разрешения монарха. Жителям Древнего Рима нравилось искусство, полное насилия и секса. Один из самых скандальных античных произведений — статуя Бога пастушества и скотоводства Пана с козой, обнаруженная в развалинах Геркуланума в 1752, Однако, помимо ужаса, находка вызывала и любопытство. Произведения искусства, которые мы считаем шокирующими и эротичными или жестокими, в Древнем Риме были вполне приемлемыми.
Типичным примером насилия в искусстве древней, датируемый 1-79, нашей эры, и находится в Геркулануме: два оленя, что нападает стая собак Сам того не подозревая, Ноллекенс подчеркнул в своей реплике аспекты похотливости и сексуального насилия, хотя оригинал мог казаться римлянами гораздо менее вызывающим. Произведения искусства, которые мы считаем шокирующе эротичными или жестокими, в Древнем Риме были вполне приемлемыми. Неприметная табличка на входе предупреждала посетителей о том, что выставка «включает материалы откровенного содержания». На Вилле папирусов сохранилось также и библиотека из сотен свитков. Собаки грызут уши жертв, впиваясь когтями глубоко в оленью плоть. Однако, даже при поверхностном ознакомлении с Римский в повседневной жизни, очевидно, что это объяснение не является достаточным. А римляне предпочитали более сексуальные и кровожадные образы. Вероятно, владелец скульптуры был образованным и начитанным. На той же выставке в Британском музее демонстрировались две мраморные скульптуры безупречного исполнения — пара ревущих от ужаса оленей, осаждаемых рычащими охоты псами. В наше время скульптура из хлеба с козой вновь вызывает у публики учащенный пульс. И в 2013 году Пана на время одолжили Лондон британский музей в рамках выставки «Жизнь и смерть в Помпеях и Геркулануме». В наше время, люди часто ставят в саду декоративные фигурки гномов. То, что обычно можно увидеть в кабинете Национального археологического музея Неаполя, вместе с рядом других эротических образцов Римского искусства. Конечно, можно предположить, что при всей утонченности хозяина ему доставляло удовольствие шокировать гостей непристойностями.
Подобные чувства и известная мраморная скульптурная группа «Лаокоон», обнаруженная в Риме и помещенная во двор дворца Бельведер Ватикана ii, Папа Римский Юлий II в 1506, Искаженные страданием лица троянского жреца Лаокоона и двух его сыновей, своих хрупких судороги в конечности, обвиваемые быстрыми, как молнии, морских змей, одно столетие преследуют воображение Западного человека. Мраморная статуэтка, датируемая 1-79, нашей эры, изображает Геракла в роли сцене мочеиспускания после попойки

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.

Translate »