«Сумел потрясть он шар земной»: как создатель советского государства Владимир Ленин повлиял на мировую культуру

Кaк Влaдимир Лeнин измeнил культуру в Рoссии и мирe

155 лeт нaзaд рoдился oснoвaтeль Страна советов, рoссийский пoлитичeский и гoсудaрствeнный дeятeль Влaдимир Лeнин. Пoд eгo рукoвoдствoм рeвoлюциoнныe прeoбрaзoвaния кoснулись в тoм числe культурнoй сфeры. Вoждь мирoвoгo прoлeтaриaтa oкaзaл знaчитeльнoe влияниe нa литeрaтуру и искусствo нe тoлькo в Сoвeтскoм Сoюзe, нo и дaлeкo зa eгo прeдeлaми. Сoврeмeнники нaзывaли eгo «крeмлёвским мeчтaтeлeм», «влaститeлeм дум» и «мaякoм нaдeжд». В дaльнeйшeм oбрaз сaмoгo Лeнинa нeoднoкрaтнo испoльзoвaли и интeрпрeтирoвaли дeятeли мирoвoй культуры — oт Сaльвaдoрa Дaли дo Энди Уoрxoлa и Бэнкси.

В 1917 гoду в рeзультaтe Oктябрьскoй рeвoлюции к влaсти в стрaнe пришлa Рoссийскaя сoциaл-дeмoкрaтичeскaя рaбoчaя пaртия бoльшeвикoв (РСДРП(б)). Eё лидeр, Влaдимир Лeнин, стaл прeдсeдaтeлeм Сoвeтa нaрoдныx кoмиссaрoв. Фaктичeски этo oзнaчaлo, чтo в eгo рукax сoсрeдoтoчилaсь вeрxoвнaя влaсть.

Вслeд зa гoсудaрствeнным пeрeвoрoтoм Лeнин рaзвeрнул культурную рeвoлюцию. Oнa былa нaпрaвлeнa нa пeрeстрoйку мирoвoззрeния людeй в дуxe принципoв мaрксизмa.

«Ради тoгo, чтoбы искусствo мoглo подкраться к нaрoду и нaрoд к искусству, да мы с тобой дoлжны снaчaлa пoднять иx oбщий oбрaзoвaтeльный и кулюторный урoвeнь», — тaк, сoглaснo вoспoминaниям Клaры Цeткин, гoвoрил Лeнин.

Прaктичeским вoплoщeниeм этoй идeи стaлa реконструкция образования. До революции, объединение разным оценкам, грамотными были мало-: неграмотный более 55% жителей России. Уж в декабре 1919-го Человек в рабочей кепке и простреленном пальто выпустил декрет «О ликвидации безграмотности середи населения РСФСР». Каста инициатива, вошедшая в историю точно ликбез, была безмерно эффективной: к 1939 году грамотных в России из этого следует 90%.

Для управления культурной жизнью общества близ Ленине был создан колонна организаций, в том числе Агитпроп и Главлит. В конце 1920 годы Наркомпросу был подчинён пролеткульт — организации пролетарской самодеятельности. В их числе был Кардинальный рабочий театр пролеткульта, идеже работали Сергей Эйзенштейн, Джон Пырьев, Эраст Гарин.

«Зодчество (архитектура) принадлежит народу. Оно слыхать уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу самых широких трудящихся масс. Оно требуется быть понятно сим массам и любимо ими. Оно нужно объединять чувство, рефлексия и волю этих масс, подымать их», — считал лидер пролетариата.

В противовес «буржуазному» искусству создавалась новая эстетика. Просто так, в 1922 году было устроено творческое объединение «Пиратский фронт искусств» (ЛЕФ), подо руководством Владимира Маяковского, куда ни на есть входили Алексей Кручёных и Боряха Пастернак, Александр Родченко и Вавуся Татлин, Дзига Вертов и Сергейка Эйзенштейн. Теоретики ЛЕФа считали, чего новое искусство слыхать быть утилитарным, совершать социальный заказ, отвращать факты.

«В отношении Ленина к культуре принимать продуктивное противоречие… Лукич сохранял предпочтения, которые считались консервативными ровно по тем временам. Мимо него прошёл огулом Серебряный век, футуризм, что, казалось бы, был самым революционным направлением в искусстве», — подчеркнул в беседе с RT замена главного редактора журнала «Писатель» Арсений Замостьянов.

Согласно его словам, в числе любимых авторов Ленина были Тургенев, Некрасов, Надсон, симпатия ценил наследие Толстого и Чехова, схожих вкусов придерживался в изобразительном искусстве. Ильич поддержал инициативу доставить памятники Достоевскому и ажно Рублёву в рамках монументальной пропаганды.

«Они (большевики. — RT) видели в нём стандарт народного гения, тот или другой в условиях своего времени был в силах проявиться только в рамках церковного просвещения», — пояснил Замостьянов.

Преобразования сопровождались борьбой с оппозиционерами через науки и культуры. В числе мер была депортация «философским пароходом» — продолжительная дело, в ходе которой изо страны выдворили, согласно разным оценкам, с 228 до 272 прислуги).

«Главные направления в развитии культуры, заданные Лениным, — сие прежде всего уважительность. Ant. презрение к классической культуре и литературе, искусству. Оно было до гробовой , даже в 1920-е годы, в отдельных случаях многое отрицалось, — сие отрицание шло приставки не- от Ленина, а через более радикально настроенных левых деятелей. На втором месте — уважение к фольклору, поелику что фольклор — сие народное творчество, и механизм, которая объявила себя рабоче-крестьянской, народной, должна была признавать такое искусство», — пояснил Замостьянов.

Глазами современников

Деятели культуры прытко реагировали на революционные преобразования. Сопричастие к фигуре вождя было неоднозначным — притом это не кто (всё было связано с политической позицией Ленина.

Начальный народный артист Советской России, исполнитель Фёдор Шаляпин, покинувший страну в 1922 году, в книге «Масочка и душа» писал: «Я безлюдный (=малолюдный) могу быть впредь до такой степени слепым и пристрастным, ради не заметить, как в самой глубокой основе большевистского движения лежало какое-так стремление к действительному переустройству жизни бери более справедливых, якобы казалось Ленину и некоторым другим его сподвижникам, началах».

Максюша Горький, хорошо мазёвый с Лениным, подчёркивал его умерщвление плоти и силу воли. Автор также подметил ленинскую манеру речи.

«Симпатия говорит удивительно простыми словами, железным языком, с логикой топора, же — в его суровых словах я ввек не слыхал ни грубой демагогии, ни пошлого франтовства… Его Вераня — вера фанатика, да фанатика—учёного, а безграмотный метафизика», — писал Злосчастный в очерке 1920 лета.

Уже тогда некто отмечал, что Вождь революции «постепенно становится легендарной личностью».

Революционные преобразования в России и внешний вид их организатора привлекли пристальное тщательность и зарубежных деятелей культуры.

В конце 1920-х в Совок побывал американский поэт Теодор Драйзер. Точно по его мнению, сельчане и рабочие справедливо видели в Ленине, какой-нибудь внёс в управление страной «человеколюбие и справедливость», своего спасителя.

Тевтонский писатель Лион Фейхтвангер считал, чего Ленин понимал неподдельный смысл гуманизма и свободы.

«Властен тот, кто волен от страха раньше безработицей и голодной старостью, кто именно свободен от страха из-за судьбу своих детей», — отмечал фельетонист.

«Властитель дум в новом, демократическом, гигантском стиле. Заряженное против воли соединения воли и аскезы», — писал лауреат нобелевской премии после литературе Томас Манн в целях газеты «Известия».

«Сотни миллионов, вплоть впредь до темнейших глубин Азии, видели в нём, в Ильиче, в родном, в брате и друге, учителе и страже, ярко-рыжий маяк своих надежд», — считал автор Максимилиан Гарден.

Одну с самых ярких оценок Ленину дал новеллист Герберт Уэллс в книге «Расея во мгле» по части впечатлениям от поездки 1920 лета. Главу, посвящённую беседе с Лениным, Уэллс назвал «Кремлёвский не от мира сего» — писателю показался утопическим абрис Ленина по электрификации России.

«Вечер с этим изумительным человеком, какой-либо откровенно признаёт колоссальные невзгоды и сложности построения коммунизма и целиком посвящает все домашние силы его осуществлению, подействовала получи меня живительным образом. Спирт, во всяком случае, видит земля будущего, преображённый и сорганизованный заново», — отмечал Уэллс.

Серый Есенин в своём стихотворении изобразил вождя скромным, «суровым гением».

«Дикий, простой и милый,

Симпатия вроде сфинкса предо мной.

Я невыгодный пойму, какою силком

Сумел потрясть некто шар земной?», — писал трубадур.

Знаменитая фраза «Друг детей и теперь живее всех живых» авторства Маяковского входит в поэму «Вовуся Ильич Ленин». Писатель небезосновательно опасался, что-нибудь образ Ленина утратит человеческие облик.

«Когда Вадя Ульянов стал руководителем молодого государства, инкрустировавшего в себя обломки империи, официальному искусству понадобился его неразрывный героизированный и идеализированный имедж. Как и в случае с римскими императорами, важен был узнаваемый полочка», — отметила в беседе с RT галерист, куратор и писатель Марея Санти.

От Дали после Курёхина

В искусстве Совок образ Ленина словно вождя мирового пролетариата был масштабно растиражирован. Однако страсть к нему наблюдался за всему земному шару.

«Изменения, которые произошли умереть и не встать всём мире в маза с временной победой коммунизма в России, беспрецедентны, вследствие этого интерес к фигуре Ленина, какой-либо стал символом сих перемен, будет уцелеть», — уверена Отвергающая Санти.

Неоднократно к фигуре Ленина обращался сюрреалист Сальвадор Дали. Таким (образом, на фотографии 1954 годы он развесил бери своих усах портреты коммунистов: Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина и Маленкова. Авторству художника принадлежат и такие работы, что «Частичное затуманивание. Шесть явлений Ленина в рояле», «Вождь революции—тигр», «Лукич и змея».

Промеж классиков XX века порядок Ленина использовал и Диего Ривера. В начале 1930-х некто оформлял здание, принадлежавшее семье Рокфеллеров. Художнику заказали фреску «Народа на распутье» — коммуняка Ривера интерпретировал тему во вкусе выбор между капитализмом и социализмом и в числе других фигур изобразил Ленина. Нельсон Рокфеллер распорядился выключить вождя коммунистов, опять-таки художник отказался. Буон фреско была уничтожена, да позже Ривера повторил её к дворца изящных искусств в Мексике.

Самым дорогим изображением Ленина по слухам картина Энди Уорхолла «Цвета воронова крыла Ленин» 1987 годы, проданная за $4,7 млн в 2015 году. Существует и «Красный Кремлевский мечтатель» и повторы в других цветовых решениях.

Неизвестный. Ant. подписанный уличный художник Бэнкси равно как использовал образ советского лидера в работах «Вождь революции на роликах» («Кто именно заморозил революцию?») и «Друг детей в поле зрения», идеже пририсовал политику панковский ирокез и изобразил его подина прицелом.

Существуют и решительно далёкие от реализма интерпретации образа. Российская акварелистка Маяна Насыбуллова в серии скульптур «Лукич для души» совместила бюстик вождя с образами попик-культуры: Микки Маусом, Фантомасом, Чебурашкой река Джокером.

Александр Косолапов использовал изображения Ленина в сочетании с коммерческими материалами — рекламой Coca-cola может ли быть McDonald\’s. Схожий упрощенство продемонстрировала группа «Хирономида и Меламид», поместившая стиль Ленина, характерный с целью памятников, в контекст американской действительности.

Сюрреалистическую трактовку советского вождя предложил балалаечник Сергей Курёхин. В 1991 году в телепередаче «В-пятых колесо» дьявол заявил, что Вождь революции был якобы грибом. Таким образом Курёхин хотел изъявить, что с помощью телевидения видимо очень эффективно жонглировать общественным мнением.

«В конце 1980-х рухнул уж Советский Союз. Выгодоприобретатели сего процесса приветствовали посмеяние и обесценивание образа Ленина. Сие нашло отражение в культуре», — объяснила Горькая Санти.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.