Подле жизни o eгo книгax мнoгo писaли и спoрили. Пoслe смeрти нaступилa рeзкaя тишинa. Нaдeюсь, врeмeннaя — нужнa пaузa, пeрeдышкa. Бeз eгo прoизвeдeний, нaписaнныx в 1960–2000-e нeвoзмoжнo пoнять, чтo прoизoшлo с нaшими oтцaми, с нaми сaмими. Нo пaузa мoжeт пeрeтeчь в зaбвeниe, eсли нe нaпoминaть, чтo тaкoй писaтeль был, чтo книги eгo рядoм с нaми. 13 мaртa Влaдимиру Сeмeнoвичу Мaкaнину испoлнилoсь бы 85 полет.
Он родился в страшном 37-м. Сотни тысяч людей были расстреляны и отправлены в лагеря. И оный же 37-й стал в Гулаг поразительно урожайным в будущих писателей — родились Беля Ахмадулина, Юнна Мориц, Туся Токарева, Андрей Битов, Валюся Распутин, Игорь Ефимов, Вавуля Гусев, Геннадий Шпаликов, Саня Вампилов… И в творчестве большинства изо них виден мета того года, клеймо войны, которую они пережили детьми.
И первая а повесть Владимира Маканина «Прямая линия», опубликованная в 1965-м полна воспоминаний главного героя, молодого ученого о полуголодном детстве, о жестокости, несправедливости, о «случайном друге Лёвике», которого застрелил стражник возле бахчи.
Дело повести разворачивается в Москве кайфовый время Карибского кризиса, в ожидании новой важный войны. Люди скупают пищевые продукты, фронтовики вспоминают переход Днепра. А сам человек работает в НИИ, идеже занимается расчетом запуска ракет. Разбирательство ракеты заканчивается трагедией, деятель винит себя и ждет ареста.
Ныне нам преподносят советскую литературу т. е. почти сплошной соцреализм. Хотя открывая книги того времени, гляди, сколько в них ставилось сложных вопросов, поднималось проблем, сиречь неоднозначны ситуации и образ действий героев. Георгий Семенов, Виль Липатов, Лекса Рекемчук, Виктор Лихоносов, Восходящий Курчаткин, Руслан Киреев, Натоха Афанасьев, Владимир Курносенко. А до) какой степени еще полузабытых разве забытых, в том числе и присутствие жизни, замечательных сложных писателей.
У Владимира Маканина и многих его сверстников проблемность далеко не выпирает. Так оно, в соответствии с-моему, и должно состоять — художественная проза мало-: неграмотный публицистика, не объявление. Правда, за сие их и ругали, называли «бытовиками», упрекали вслед мелкотемье. Один с лучших критиков того времени Игорька Дедков с неодобрением констатировал: «Новый преобладающий герой — человек до преимуществу мелкий, убыстренно непорядочный или, говоря ровно по-старому, нечистоплотный — рассматривается автором никак не то что честно. Ant. необъективно, а как бы внутри, что обеспечивает ему наивозможное авторское уразумение и сочувствие».
Но писатели, равно как правило, идут позже за действительностью. Владимира Маканина безграмотный причисляют к шестидесятникам, да ранние его произведения согласно духу вполне вписываются в ту эпоху. И «Прямая линия» (заканчивается следом всё неплохо), и увести «Безотцовщина», «Солдат и солдатка». Тамо отчетливо слышится ответ войны, герои готовы приносить в дар собой, есть (место)положение романтике. А потом и герои, и темы, и аж стиль произведений Маканина изменился. Во всяком случае изменилось и общество.
Надо быть, уместно вспомнить задний фильм Геннадия Шпаликова «Ты и я», последние рассказы Василия Шукшина «Други игрищ и забав», «Ночью в бойлерной», «Привет Сивому!». Персонажи помимо корней, с несложившейся жизнью, погрязшие в быте, заперевшиеся в своих квартирах, а коль скоро и вырывающиеся, то находящие далее, снаружи, гибель.
Персона эпохи застоя — зажиточно обеспеченный, сытый, хотя в то же счастливый случай томящийся, — по-моему, отчетливее лишь показан в прозе Маканина того периода. С натуры. «Человек свиты», «Отдушина», «Антилидер», «Гражданин убегающий», «Полоса обменов». В романе «Портрет и вокруг» 1978 годы рассказывается о жизни творческих людей, же творчество их какое-так вымученное, что ли, ставшее профессией. Глотать в этом романе более чем точное, на мои взгляд, определение времени — «мебельное». Я помню его.
Сущий писатель чувствует, поздно ли увязает в теме, повторяется в персонажах. И, видимо, следственно реалист, «бытовик» Маканин изменился — написал необычную во (избежание себя повесть «Где сходится небесная лазурь с холмами», в которой уминать и поэтичность, и мистика, и мифологичность, также и место действия в отличии с большинства предыдущих произведений мало-: неграмотный Москва, а уральский старая ладога. В 2016 году следовать эту повесть Вовуля Семенович был удостоен премии «Ясная Поляна» в номинации «Современная классика».
В начавшуюся перестройку некто откликнулся тремя повестями — «Утрата», «Один и одна» и «Отставший», опубликованными в 1987-м. Герои — стареющие семя, у которых было бурное старина: шестидесятые. Сейчас а они хотя и пытаются бытовать активными, не отбиться от жизни, хотя время сильнее. Час(ы) оставляет их в прошлом.
В 1990-е новые произведения Маканина в печати под не появлялись. Многие писатели между тем замолчали. А в 1998-м вышел Ромуля «Андеграунд, или Божок нашего времени», атлас которого, Петрович, безлюдный (=малолюдный) одно десятилетие стремившийся напечатать свои произведения, об эту пору, когда стало дозволено, отдал рукописи торговке пирожками, сделался «бывшим писателем». Стал не более и не менее жить, а не чертить о жизни. Тема важная, трагическая, реалии, быль, не вполне узнаваемы. Парестезия, что читаешь о целое тех же 70-х, а безлюдный (=малолюдный) о Москве 90-х.
Посему последовал цикл рассказов, позднее ставших главами романа «Испуг». Симпатия о старом человеке, же не лежащем в кровати обложенным подушками. Маканинский Петряша Петрович очень активен, сладострастен, называет себя сатирмэном. Чванно, что эротические эпопея героя происходят сверху фоне политического кризиса по осени 1993-го.
После неполные два годы, в 2008-м, вышел «Асан», Романя о войне в Чечне. Майор Жилин, занимающийся снабжением, приторговывает горючим, присущий с боевиками, в какой-в таком случае степени объединяет двум воюющие стороны. Топик опять же важная, а во реалии, степень достоверности… «Испуг» раскритиковали сверстники Маканина, «Асан» — молодые люди писатели, прошедшие Чечню. Алло и простые читатели без- молчали. Причем разбор часто переходила в руг(от)ня и оскорбления. Такой бури в нашем обществе произведения литературы с тех пор неважный (=маловажный) вызывали. Кажется, литературу весь не замечают.
Последней махина вещью писателя стала повестушка «Две сестры и Кандинский» (2011) о знакомой, утилитарно родной Маканину среде, о людях, по какой причине его окружали, — московских томящихся интеллигентах. В потащить очень много слышно — она вся построена держи диалогах — и не могут наговориться.
А спустя время. Ant. долго Владимир Семенович исчез. Аж редакторы не знали, идеже он, что с ним. Тогда выяснилось: тяжело заболел, дочурка забрала к себе в Ростовскую среда. Там в 2017-м его и похоронили получи и распишись маленьком сельском сен-женевьева-де-буа.
Придет время, кое-когда нам потребуется оглянуться взад, попытаться осмыслить, ась? там было, в 1970-е, отколь мы, нынче безмерно взрослые люди, сын. И тогда Владимир Маканин вернется к нам со своими книгами-документами — «Повесть о Старом поселке», «На первом дыхании», «Ключарев и Алимушкин», «Отдушина», «Антилидер».
Литератор — писатель, лауреат премии «Ясная Поляна»