Основные тенденции развития западноевропейской культуры XIX века.

Рубеж XVIII-XIX века характеризуется утверждением новых художественных стилей, — сентиментализма и романтизма. Они возникли как реакция на рационализм эстетики классицизма и философии эпохи Просвещения. Сентиментализм объявил доминантой человеческой природы не разум, а чувство. Девиз искусства в эпоху Просвещения «Разум правит сердцем!» был заменен на диаметрально противоположный: «Сердце правит разумом!».

Для представителей этого стиля был характерен культ природы, естественного чувства, изначальной неиспорченности людей. Образы, созданные сентименталистами, полные искренности и духовного благородства. Философской основой сентиментализма была заложена в работах Ж. Ж. Руссо и D. Дидро. Элегические и пасторальные настроения могут чувствовать себя в архитектуре ландшафта парков и расположенных в них интимные дворцы и павильоны (творчество В Углу, P. Мика, F. Эрмансдорфа). В живописи сентиментализм показал себя в нежных и трогательных фотографий молодых мужчин и женщин, детей и подростков, Гейнсборо, Дж Вуаля, величавых ландшафтов F. Гварди.

Сентиментализм, в отличие от рококо, не был аристократическим стилем. Его представители пытались идеализировать жизнь легко, «маленького» человека, показывая ей, в естественной (реальной) среде. Со всеми идеализации образов людей из простонародья, авторы пытались преодолеть рационалистическую последовательность в обрисовке персонажей, что делает элементы диалектики. Герой сентиментальных романов, как правило, совершать как благородные, так и неблаговидные поступки.

В то же время, сентиментализм называли и «мещанским стилем» из-за того, что демонстрация чувств стала носить несколько слащавый характер. Все виды лирические песни везде — «на каждом кабеле мелодии, на каждой диванной подушке, на любом титульном листе книги, и даже на женских подвязках», как писал современник. Сентиментализм предшествовал романтизму.

Романтизм основе стремление личности к свободе, недостижимому духовного совершенства. Появление романтизма способствовали и пессимистические настроения, вызванные результатами Великой Французской революции (1789-1804). Исход революции были не просто реставрацию монархии, но и наполеоновские войны, затянувшийся почти на полтора десятка лет. Везде установились буржуазные порядок и царила обывательская психология. Несоответствие мечты и действительности выливалось в «романтической иронии». Главная идея романтизма — это идея протеста против слишком «реальной» реальности, уход в мир человеческих страстей, персонажи сказки, сша элегий. Эстетика этого стиля указывает на синтез искусства, религии и науки, и, как конечный результат, — на возможность возникновения нового типа культуры.

Первоначально, термин «романтизм» используется в литературе романо-германских народов, позже он охватил музыки и изобразительного искусства, а затем философию. Романтизм со временем стали уже рассматривается как общекультурное движение, а не только как художественный стиль.

Предшественником романтизма можно назвать Ж. Ж. Руссо, который в век Просвещения не уставал говорить о неповторимости каждого человека. Современник Ж. Ж. Руссо, представитель немецкой классической философии. G. Фихте попытался в своих трудах абсолютизировать свободу. Романтики поставили цель создание новой художественно-образной модели. Настоящий «проза жизни», основанное на их понимании, на бездуховности и утилитаризме, и утверждение прекрасного идеала (увы, доступен только в мечтах) для них это было возможно только как бегство от этой реальности. При этом, «побег» осуществляется как во времени так и в пространстве. Писатели и художники выбрали для своих работ некоторые «заповедники», не оскверненные буржуазной культуры. В своем творчестве они обращались к фольклору, идеализируя деревенскую жизнь и противопоставляя ее городской буржуазной цивилизации. Как история, основы, взять и экзотических регионов, а также не покрытые старой культуры, иногда просто выдумывались некоторые фантастичные миры.

Романтикам странно идеализировать прошлое. В частности, интерес вызвало средневековье с его рыцарским кодексом чести и патриархальным жизни. Но часть художников, не нашел ответов в своих идеалов, во внешнем мире, уходили в мир собственного «Я».

Эпоха Просвещения, продолжив традицию эпохи Возрождения, признавала самоценность личности. Романтики развили эту идею, в частности, подчеркивая уникальность и оригинальность. В какой-то степени, можно говорить о том, что либеральные ценности, на основе которых личная свобода и инициатива, были передавать их в область искусства и духовной жизни в целом.

«Упал» на диван? Сегодня возможна замена французских раскладушек в диванах отечественного и импортного производства. Ваше мягкое место, будет как новый!

Одна из характерных черт романтизма можно считать чрезвычайное разнообразие различных между собой жанровых форм и вариаций. При сохранении общих, унификационных особенностью этого стиля четко выделяются национальные сорта.

Французский романтизм показал себя прежде всего в жанровой живописи — исторической, бытовой, портрет, как и в романистике. Вся атмосфера общественной жизни Франции 1820-1830-х. g. g. было чрезвычайно благоприятным для развития этого художественного направления.

Глава французского романтизма можно назвать Эжена Делакруа (1798-1863). Дух свободолюбия и борьбы отражается в его динамичных по композиции, экспрессивных и звучных по колориту произведениях («Резня на Хиосе», «Свобода ведет народ»). Творческое воображение говорит, так хорошо в картинах, воссоздающих образы восточных стран («Взятие Константинополя крестоносцами», «Алжирские женщины»). Один из основателей французского романтизма является живописец и график Теодор Жерико (1791-1824). Драматически напряженные произведения («Плот Медузы», «Дерби в Эпсоме») отличаются психологизмом персонажей и контраст света и тени.

Автор текста: М. V. Соколов

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.